Раньше студия “Идеяфильм” параллельно работала в двух школах над несколькими проектами сразу. Очень сложно было уместиться в те часы, которая отводит классно-урочная система, имеющая широкое распространение в подавляющем большинстве отечественных образовательных учреждений. Собрать всех, кто снимается в запланированных сценах не так-то просто, а тут ещё сам съёмочный процесс жёстко регулируется временными рамками. Поэтому иногда одну и ту же сцену приходилось доснимать в другой день, что приводило к возникновению киноляпов и других неприятных моментов. Ладно если кто-то из снимавшихся изменил причёску или элемент одежды. Это ещё не беда. А если заболел оператор или исчез игровой реквизит, растаял снег, а часть съёмочной группы просто уже не отпускают, потому что они участвуют в соревнованиях?
Кроме того, почему-то администрация школ обычно предполагает, что видео студия должна заниматься производством роликов на потребу дня, поэтому в самый неподходящий момент загружала подобной работой. Очень сложно было создавать фильмы в таких условиях, поэтому наша студия разработала программу, позволяющую дистанционно обучаться основам кинематографических профессий. А личное присутствие теперь необходимо только на дни съёмок и общих репетиций. Да, именно дни, а не отведённые 1,5 часа, за которые мало, что успеваешь сделать. Ведь если снимать на натуре, то как минимум нужно время, чтобы добраться до объекта съёмок и вернутся обратно. А если дорога туда и обратно занимает 2 часа, сколько времени остаётся на съёмки? И если снимаешь в школе, сколько времени нужно для того, чтобы расставить свет? Зачем нужен свет? Во время обучение качество не важно, можно сразу учиться халтурить? Те кто ответил утвердительно просто ошибся студией.
Ещё одной особенностью организации обучения в видеостудии, подтолкнувшей нас к дистанционному способу получения знаний, стала разница в целях обучаемых. Кто-то приходит, чтобы учиться актёрскому мастерству, кто-то хочет научиться снимать, кому-то интересно работать со светом, кому-то со звуком. И как вы себе представляете обучение в классе, если почти у всех занимающихся разные интересы? Да, конечно, мы всех должны поставить в жёсткие рамки и отучить от их собственных увлечений, и навязать им свои. Правильно? Ведь по такому принципу в школе обычно идёт обучение? Нет, конечно вы можете попытаться доказать, что все обязательные предметы всем детям нравится. Но к счастью перед нами не стоит задача обучать тех, кто не хочет этого.
Благодаря дистанционному образованию в нашей студии каждый растёт в той области, которая ему интересна. Если мы не предоставим свободы выбора, то как же мы можем научить их авторской позиции? Не, ну конечно, у нашей системы образования есть ответы на любые вопросы, но мы не хотим заниматься приучением детей к дисциплине и послушному повиновению. Нам не нужны рабы, нам нужны друзья. Мы хотим, чтобы к нам приходили для того, чтобы развивать свои творческие способности и совершенствовать технические навыки в процессе работы над фильмами и различными творческими проектами.
И вроде особенности работы видеостудий уже давно изучены, но почему-то они не учитываются нашей системой образования. Что же нам делать? На основе книги “Хочу снимать кино”, мы разработали программу, которая, к сожалению или к счастью, не может реализована без понимания со стороны администрации учебного заведения. Дело в том, что даже дополнительно образования не предусматривает тех форм обучения, на которых строиться программа. По идеи реализацию нашего курса дистанционного образования не может себе позволить обычная школа, но как говорил барон Мюнхгаузен: “Безвыходных ситуаций не существует!”. Поэтому приходится самим придумывать, как можно делать в обычной школе, то чего в ней не может быть. В общем мы постоянно нарушаем правила и импровизируем. Например, мы пишем “выездная экскурсия в Битцевский лес”, а подразумеваем съёмки на натуре. Ведь просто так мы не можем отправиться за территорию школы, да ещё на более продолжительное время, чем предусмотрено нашими кружковыми часами. Поэтому самое выгодное время для съёмок – это каникулы, во время которых мы можем хоть каждый день организовывать экскурсии.
Что же касается одновременного обучения разным дисциплинам, то здесь нам на помощь приходит дистанционное образование. В его основе книга Всеволода Дмитриевича Симакова “Хочу снимать кино” (мы продолжаем работать над видеокурском по этой книге), киношкола Роберта Родригеса и официально утвержденная для образовательных учреждений программа “Азбука кино”. Другими словами, занимающиеся по программе студии “Идеяфильм” почти всё теорию изучают через книги, обучающее видео и сайт самостоятельно. Конечно, у всех учащихся есть возможность проконсультироваться с преподавателем по телефону, эл. почте или на индивидуальных занятиях, но вне зависимости от этого им всё равно приходится проходить тестирование на знание выбранного ими материала. И только после практических занятий (съёмки и репетиций) наши студенты могут стать выпускниками студии.