Актёрское взаимодействие

Режиссёрам, работающим с детьми порой сложно достичь рабочей атмосферы на площадке, потому что внимание актёров не на сюжете снимаемого фильма, а на своих потребностях. Кому-то хочется, чтобы восхищались его шутками, кому-то хочется поесть или поспать, а кто-то думает о том, как он выглядит в кадре, что об этом скажут его сверстники. Более 90% людей испытывают страх сцены и ещё не знают, что он начинается тогда, когда ты начинаешь думать о себе, о том, как ты выглядишь и что о тебе подумают. Поэтому важно не просто добиться дисциплины, а прежде всего создать такую творческую атмосферу, в которой предлагаемые сюжетом обстоятельства были бы интереснее повседневной жизни.

Главные роли в фильме лучше доверять не тем, кто обладает привлекательной внешностью или способен ярко выражать свои эмоции, а тем, кто помогает выстраивать ту реальность, в которую нужно погрузить остальных актёров, что бы они заставили зрителя поверить в реальность происходящего. Именно те дети и подростки, которые увлечены сюжетом будущего фильма, которые умеют эти заразить остальных и стоит поручать главные роли.

В основе актёрского взаимодействия лежит психология. Один персонаж поступает так, что вызывает у зрителей восхищение, другой негодование, а третий умиление. Самое главное, использовать шаблоны зрительского восприятия, чтобы история была внятной и провоцировала сопереживание героям фильма. Но как вовлечь начинающих актёров в такое взаимодействие за которое смогло бы открыть актёрский потенциал и сделать роли правдоподобными и убедительными?

Во-первых, нужно избегать искусственности ситуации, нагромождать её заумными диалогами, которые никак не отражаются в действии. Во-вторых, нужно дать актёрам возможность выстроить ту реальность, в которую они погружают зрителя. Если по сюжету у нас возникает какой-то конфликт, он должен быть таким, какой действительно может произойти в реальной жизни. Нам не нужно показывать, что думают герои фильма, а нужно выразить к каким действиям приводят внутренние переживания персонажей. Это же не литература, а кино и слова нужны только тогда, когда мы не можем что-то выразить с помощью действия. Реплики могут только дополнять и уточнять поведение героев фильма.

Большую роль в создании аудио-визуальной реальности играет реакция на поступки. Для того, чтобы добиться правдивой реакции лучше всего создавать такую ситуацию, которая будет вызывать у актёров настоящие эмоции. Не стоит требовать от актёров изображать то, что они не понимают. Лучше дать им возможность прожить на съёмочной площадке то, что им понятно. Тогда вы получите искренние эмоции, которые будут оправданы и интересны зрителю.

Часто актёров приходится долго погружать в рабочую атмосферу, потому что их роли для них слишком сложны. И это не значит, что нужно всё упрощать и отказываться поднимать такие вопросы, которые требуют работы ума. Достаточно просто любую сложную роль разложить на простые составляющие, понять, что можно выразить с помощью действия, а что с помощью мимики и слов. Есть актёры с подвижной мимикой, а есть и такие, которые на разные ситуации реагируют с одинаковым выражением лица. Не надо заставлять всех играть одинаково. Просто можно расставить акценты через операторскую работу и монтаж. За кем-то зритель может наблюдать долго с большим интересом, а кому-то требуется всего пару мгновений, чтобы зритель всё понял сразу.

Использовать актёров, как инструмент, способный выдавать разные эмоции в чётком соответствии со сценарием не стоит. Правдивая реакция почти всегда смотрится более выигрышно, чем её описание на бумаге. Другое дело, когда сценарий пишется под определённых актёров, мимику которых сценарист изучил. Тогда уже можно играть эмоциями героев подобно тому, как дирижёр управляет оркестром. Во всех остальных случаях выстраивать аудио-визуальную реальность помогает знание психологии. Если вы понимаете, что начинающий актёр будет стесняться, когда вы будете просить его изображать то, что он не может пропустить через себя – это может вызвать стресс и апатию к съёмкам.

Когда вы учитываете психологические особенности возраста и среды, в которой находился актёр, которого вы утвердили на роль – вы получите наиболее предсказуемую реакцию. Вам останется лишь немного корректировать её в соответствии с органикой снимающихся. И нет ничего страшного, когда исполнители ролей второго плана и эпизодники реагируют более ярко и интересно, чем исполнители главных ролей. Ведь в жизни такое часто происходит, что кто-то быстро и ярко что-то сделает и уйдёт, а мы возвращаемся к серым будням. Вот и главные герои не обязательно должны быть яркими и харизматичными. Главное, чтобы они были убедительными, а фильм интересным и нужным.

Выводы:

В основе актёрского взаимодействия — психология. Не заставляйте актёров играть то, что они не могут понять и пропустить через себя.

Используйте шаблоны зрительского восприятия, развивайте сюжет через действие и реакции, а не через диалоги и тексты, которые больше подходят для радио спектакля.

Не заставляйте актёров что-то изображать, не показывайте им, как нужно играть, а выстраивайте предлагаемые обстоятельства так, чтобы они были интереснее повседневной жизни.