Начинающие и «продвинутые» кинолюбители постоянно интересуются вопросами взаимоотношения техники и искусства в кино. Их интересует мастерство оператора и режиссёра, взаимоотношения ремесла и творчества.
Многие часто задают вопрос: «Как снять хороший видеофильм?». При этом они ожидают получить ответ подобный тому, что дан в поваренной книге: сколько необходимо продуктов и в какой пропорции, чтобы получилось хорошее блюдо. Подобного рецепта не знает никто, ибо фильм – это итог длительного, захватывающего, и интуитивного, и логического творческого процесса.
Многим опытным кинематографистам легче снять хороший фильм, чем объяснить, как фильм создаётся, тем более, по каким правилам и законам. Часто простота любительской видеосъёмки рождает иллюзию простоты создания фильма. Действительно, любительские видеокамеры очень удобны в обращении. Автомат определяет экспозицию, автомат устанавливает цветовой баланс, автоматически наводится фокус, синхронно записывается звук. Иному кинолюбителю порой кажется, что для создания видеофильма достаточно нажать кнопку видеокамеры, отснять кассету до конца, и фильм готов.
Просматривая подобный видеоматериал, видишь, что на экране – протокольная съёмка очередного семейного мероприятия. Всё снято издалека, на общих планах, со случайными наездами и отъездами трансфокатора. Бездумно бродит по комнате камера, не понимая, где, когда и зачем ей надо остановиться. На экране ничего не происходит. Событий нет никаких. Действие топчется на месте. В материале отсутствуют крупные планы, нет выразительных деталей, столь необходимых для дальнейшего монтажа. Эту техническую съёмку кинолюбитель принимает за художественную, заявляя, что он снял очередной «видеофильм».
– Чем же отличается техническая съёмка от художественной?
При технической съёмке в кадре всё случайно! Оператору всё равно, откуда снимать, в какую сторону направить камеру. Ему всё одинаково нравится! У оператора нет никаких ориентиров, нет никаких приоритетов. Для него всё – главное! Поэтому камера выхватывает в пространстве случайные кадры и впопыхах их компонует. Это ведёт к фиксации невыразительного изображения и безразличному восприятию его зрителем с экрана.
При художественной съёмке важен замысел. Какие мысли вы хотите поведать зрителям, какие чувства возбудить в их сердцах? За кого или против чего борется Ваш фильм? Добро или зло проповедуется с экрана? Замысел, как стержень, соединяет все кадры в эпизоды, а эпизоды в фильм. Технически можно снимать и так, и этак, но только замысел определяет, как именно.
Откуда же возникает замысел? Он исходит из Вашего внутреннего «Я», духовных и нравственных интересов, из Вашей совести, наконец. Замысел фильма – это поступок, поступок художественный, нравственный, человеческий. Вы хотите снять фильм об иконе «Троица»? Это поступок. Вы хотите снять фильм о своём дедушке? Это тоже поступок. Вы хотите своим фильмом защитить умирающую на глазах деревню? Это факт художественный, нравственный и общественный. Как известно каждому художнику, именно замысел порождает форму!
Замысел будущего фильма может быть оформлен в виде небольшого плана, в виде раскадровки, в виде проекта фильма. Самое сложное при создании плана и раскадровки, а затем при проведении художественной съёмки – это умение провести замысел через весь фильм, от кадра к кадру, с начала до конца. И каждый раз говорить в полный голос, в полную силу, во всю творческую мощь, даже на пределе возможностей, без скидок на трудности, без послаблений себе и коллегам, без каких – либо компромиссов.
При технической съёмке кинолюбители снимают вначале по инструкции, по правилам, затем по накопленному опыту, они стремятся снимать профессионально, грамотно, «как все». Профессиональные кинооператоры, ведя техническую съёмку, стремятся не ошибиться в расчетах, «сто раз отмерят», чтобы получить гарантированный результат. Они стремятся снимать хорошо, «как всегда».
А первая техническая съёмка новенькой, только что купленной видеокамерой! Она всегда и у всех одинакова. Счастливый обладатель камеры крутит её во все стороны, вращает камерой вокруг себя на 360 градусов. Он с упоением жмёт кнопку трансфокатора, отъезжая и наезжая им на предметы, случайно попавшие в кадр. Большинство кинолюбителей проводят первую техническую съёмку одинаково, снимая «как всегда» и «как все».
При художественной съёмке важно снимать осмысленно и целенаправленно, желательно на волнующую Вас тему. Пусть это будет фильм об иконе «Троица», портрет дедушки или репортаж о деревне. Важно рассказать об обычном, знакомом, по новому, оригинально, не так, как другие. Это драгоценное качество оператора-художника: видеть вокруг новое, удивляться всему и снимать по-новому. Новизна – основной признак выразительности. Это касается новизны тематики, художественных приёмов, позиции автора, композиции отдельного кадра. Новое – это то, без чего не может быть художественного произведения. Если у вас нет своих мыслей, своего взгляда на жизнь, своего вкуса, своего художественного чутья, то Ваш фильм будет зеркалом этой пустоты.
Техника и творчество. Сколько баталий состоялось на эту тему, сколько копий поломано в полемике! Но всегда одерживала победу одна точка зрения: техника – важнейший компонент в кино и на телевидении. Технику необходимо изучать, досконально знать и заставлять служить художественному творчеству. Техника, как бы она ни была совершенна, не имеет души и сердца. Она не может быть искренней, она не может любить и страдать. Если автор холоден сердцем, если он не искренен, если он не любит своих героев и сам не верит в то, что утверждает, тогда фильм оставит зрителя равнодушным. Только выстраданность темы, неподдельное чувство откликнется в сердце зрителя, вызовет ответное переживание. Искусство становится заразительным, когда авторская позиция выходит на передний план. Личность автора, снимающего видеофильм, пусть любительский, имеет решающее значение. Важно, каково его мировоззрение, темперамент, характер, даже возраст.
Какими профессиональными навыками необходимо обладать будущему автору видеофильма? Он должен мастерски владеть ремеслом: знать фототехнику и фотокомпозицию, освоить операторские приёмы съёмки. Ему необходимо грамотно работать с моделью, знать актёрское и режиссерское мастерство. Художественное дарование, умение рисовать также не будет лишним. Ему придётся научиться общаться с людьми, запастись продюсерскими навыками в кинобизнесе, чтобы самостоятельно налаживать отношения с партнерами и клиентами.
Быстро всему научиться невозможно, только технических навыков для профессии будет мало. Настоящий кинооператор снимает фильм не столько видеокамерой, сколько сердцем и душой. Особо одаренный кинооператор как бы «высвечивает» пространство кадра своим внутренним духовным светом. Видеокамера, как кисть художника, сама не рисует, но в руках мастера она творит чудеса. Видеокамера – всего лишь современный инструмент записи изображения, которым надо уметь пользоваться.
Итак, мы узнали, что:
1. ЗАМЫСЕЛ ПОРОЖДАЕТ ФОРМУ.
2. ИСКУССТВО НЕ ТЕРПИТ КОМПРОМИССОВ.
3. ТЕХНИКУ НЕОБХОДИМО ИЗУЧАТЬ И ЗАСТАВЛЯТЬ СЛУЖИТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ЗАМЫСЛУ.
Сто раз да. Сложно не согласиться.