Принцип подчинения

Принцип подчинения подразумевает, что композиция – это построение изображения с помощью определённой темы и идеи. Тема – это самая сокровенное, дорогое, самое важное, о чём хочет сказать художник. В начале работы тема может быть не совсем ясной, даже расплывчатой. Художник чувствует её пока в общих чертах. Но, найдя зародыш темы, начинает выращивать её как ребёнка. Из всего много-образия впечатлений он выбирает только то, что помогает её понять. И каждый раз закон подчинения убеждает художника не начинать съёмку фильма, пока не возникает чёткое определение темы и идеи.

Замысел, как первое представление автора о сюжете, собирает материал. Накапливаясь как бы сам по себе, материал рождает тему. Замысел, тема и материал определяют основную идею. Именно идея «ставит» сверхзадачу, «руководит», «отдает распоряжения», а тема «исполняет» их, управляет материалом. Не стоит думать, будто работа над сюжетом обязательно протекает именно так. Но без замысла, мате-риала, конкретной темы никакого сюжета киносценария не написать.

Тема подчиняет себе всё: сюжет, образ, форму произведения. В живописи тема помогает определить, «ЧТО» рисовать в картине, пейзаже, портрете, натюрморте. Художнику остается только решить, «КАК» нарисовать отобранное. В кино тема определяет не только содержание сценария, но и выбор предметов в кадре, выбор фона, интерьера, натуры. Тема помогает отобрать типаж человека при съемке портрета, найти актера, его грим, костюм, прическу.

Когда отобранный материал разрастается, когда кроме главной, возникают дополнительные темы, побочные, сопутствующие, тогда начинается процесс ограничения материала. Любой метод, любая форма композиции, начинается с процесса ограничения. Лишнее нужно отсекать. На вопрос: «Как создаётся скульптура?» великий Микеланджело ответил: «Я беру глыбу мрамора и отсекаю всё лишнее». Тема – это рабочий инструмент художника, его компас. Только сформулировав тему, хотя бы приблизительно можно сказать, что в кадре необходимо, а что – лишнее.

Что же такое тема? В учебном пособии «Основы теории композиции станковой картины» Смоленского государственного педагогического университета художник Любовь Оборина объясняет: «Тема – это круг жизненных явлений, которые художник пытается ос-мыслить в своём произведении. Рождение, смерть, война, земля и люди, времена года – всё, в чём заключено глубокое, вечное содержание, непреходящие истины, может быть темой сюжетной картины».

Идея – это отношение художника к теме. Идея – это нравственная, эстетическая, идеологическая позиция автора, его отношение к тому, что он изображает. 25Возможно, это чувство одобрения, восхищения, любви или осуждения, иронии, гнева. Эти чувства не устаревают, они вечны, и в этом загадка непреходящей силы искусства.

Например, вечная тема, проходящая через всю историю изобразительного искусства, – тема материнства. Она имеет один и тот же сюжет – мать и дитя, а какие разные формы её выражения! Начиная от иконы и заканчивая авангардной живописью. Эта тема привлекает внимание художников во все времена и каждый решает её по-своему.
Содержание картины – это «ЧТО» изображено, а выбор формальных средств, построение композиции – это «КАК» выражено. Выдающиеся художники считают, что мастерство наступает тогда, когда «ЧТО» и «КАК» приходят одновременно.

Итак, мы узнали, что:
1. Тема позволяет отсечь всё лишнее.
2. Тема не приходит одна, она приходит в «материале».
3. Идея – это отношение автора к теме.
4. Если не получается здесь – ищи причину неудачи в начале.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.