«Каждый кадр, по глубокому моему убеждению, должен носить в себе элементы всей фильмы и одновременно быть настолько характерным во всех своих элементах, как подписная картина большого мастера», – писал кинооператор А.Н.Москвин по поводу статичной и многофигурной композиции кинокадра. В живописи существует так называемый жанр «картина». Он подразумевает изображение исторических, батальных, мифологических или бытовых сцен с большим количеством персонажей. При работе над композицией кадра необходимо учитывать правила построения многофигурной композиции в живописи. Во-первых, такая многофигурная композиция, по закону цельности, не должна распадаться на части. Ни одна часть живописной картины не должна «выпирать», нарушать равновесие, перетягивать слишком на свою сторону, то есть не нарушать общей гармонии. Во-вторых, все части картины, её основные массы, группы, фигуры и детали необходимо сочетать между собой и соотносить с целым. В-третьих, ни одна часть не может быть изъята или привнесена в картину без ущерба для целого.
Принцип цельности иногда сводится к поиску орнаментальности картины, когда каждая часть находит своё точное место в красочном изображении. Орнаментальность одинаково приемлема всюду: и в живописи, и в фотографии, и в кино. «Когда содержание картины читается сразу и на большом расстоянии – это признак совершенства композиции», – считает художник Б. Иогансон.
Действительно, иногда весь фильм высвечивается в воображении оператора сразу, будто освещённый солнцем или вспышкой молнии. Он видит его от начала до конца во всех деталях. Иногда, наоборот, изобразительное решение вырисовывается постепенно, выплывая в сознании как контуры здания из плотного тумана. Иногда оператор мучается и не знает, как снимать до самого последнего момента съёмки. Важно, что оператор постоянно в поиске, что он ищет и находит единое, цельное композиционное решение каждого кадра, сцены, эпизода и фильма.
Для построения композиции многофигурного кадра важным является определение центра внимания. Именно главному смысловому центру подчинены все остальные части композиции. Задача центра внимания заключается в том, чтобы сосредоточить взгляд зрителя на главном, что выражает основной смысл изображения.
Известно, что в живописных многофигурных композициях может быть несколько «центров внимания», два, три и даже больше. Эти центры должны сочетаться между собой. Заниматься разработкой деталей можно только тогда, когда найдены ясные формы больших групп в многофигурной композиции, когда эти группы сочетаются между собой в живописном орнаменте. Если мы не видим всю картину в целом, со всеми деталями, мы не настоящие художники и творцы. Умение анализировать и оценивать на экране композицию снятых кинокадров, определять их целостность и орнаментальность – это одно из важнейших профессиональных качеств кинооператора.
Итак, мы узнали, что:
1. Ни одна часть композиции не может быть изъята без ущерба для целого.
2. Части картины нельзя менять местами без ущерба для целого.
3. Ни один новый элемент не может быть привнесен в композицию без ущерба для целого.