Принцип контраста

27Размышляя о фундаментальных принципах создания композиции, художник Л. А. Оборина приходит к выводу, что контраст является универсальным средством создания композиции. «Контраст – это художественный приём,- пишет она, – сущность которого заключается в противопоставлении двух соотносящихся свойств, качеств, особенностей». Например: старое и новое, высокий и низкий, движение и статика, добро и зло. «То есть контраст – это отношения, в которых различия преобладают, в отличие от нюанса, где сходство выражено сильнее, чем различие».

Закон контраста утверждает, что сочетание необычного, тем более противоположного, вызывает повышенный интерес у зрителя. Лучший способ выявить своеобразие деталей, вещей и персонажей – это сопоставить их по принципу контраста. Контрасты положений, характеров, состояний, большого и малого, близкого и далекого, света и тени составляют воздействующую силу композиции. Ещё Леонардо да Винчи обратил внимание на то, что в композиции следует сочетать контрасты. 28Рядом с высоким – ставить низкого, с толстым – худого, рядом с тяжелыми складками бархата располагать лёгкие складки шёлка. Контраст подчёркивает полярные свойства и делает их более выразительными. Принцип контрастного сопоставления форм, частей, элементов применяется не только в живописи, но и в музыке, кино, литературе. «Живопись вообще строится на контрасте теплого и холодного, на их «борьбе», – пишет Л. А. Оборина. – Любая настоящая картина в своей художественной ткани имеет контрасты».

«В театре, например, в балете,- говорит режиссёр И. Азизбаев, – когда необходимо подчеркнуть стремительное движение одной танцевальной пары, их движение подчёркивается статичными фигурами всех остальных пар, застывших на месте». К. Станиславский советовал актерам «показывать злодея там, где он добрый». 29В пьесе «Вишнёвый сад» А.П. Чехов выразил беспредельную тишину на сцене с помощью звука лопнувшей струны. В картине П. Пикассо «Девочка на шаре» контраст хрупкой, подвижной, неустойчивой фигурки девочки и мощной, неподвижной мужской фигуры, сидящей на кубе, является сутью художественного образа. Если вы в своём фильме хотите создать ощущение мрака, то не выключайте полностью свет в кадре. Полную темноту создаст зажженная вдалеке свеча, полоска света на полу, свет от костра, одиноко горящее окно в ночи, наконец, звезды на небе. Не тень, а свет способен подчеркнуть кромешный мрак окружающей обстановки.

Одним словом, контраст составляет в искусстве один из основных законов, от которого напрямую зависит воздействие на зрителя всей композиции. Отсутствие контрастов неизбежно порождает вялое, серое и скучное произведение.

Итак, мы узнали, что:
1. Темноту подчеркивает свет.
2. Движение активизируется статикой.
3. Чтобы услышать тишину, нужен звук.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.