Размышляя о фундаментальных принципах создания композиции, художник Л. А. Оборина приходит к выводу, что контраст является универсальным средством создания композиции. «Контраст – это художественный приём,- пишет она, – сущность которого заключается в противопоставлении двух соотносящихся свойств, качеств, особенностей». Например: старое и новое, высокий и низкий, движение и статика, добро и зло. «То есть контраст – это отношения, в которых различия преобладают, в отличие от нюанса, где сходство выражено сильнее, чем различие».
Закон контраста утверждает, что сочетание необычного, тем более противоположного, вызывает повышенный интерес у зрителя. Лучший способ выявить своеобразие деталей, вещей и персонажей – это сопоставить их по принципу контраста. Контрасты положений, характеров, состояний, большого и малого, близкого и далекого, света и тени составляют воздействующую силу композиции. Ещё Леонардо да Винчи обратил внимание на то, что в композиции следует сочетать контрасты. Рядом с высоким – ставить низкого, с толстым – худого, рядом с тяжелыми складками бархата располагать лёгкие складки шёлка. Контраст подчёркивает полярные свойства и делает их более выразительными. Принцип контрастного сопоставления форм, частей, элементов применяется не только в живописи, но и в музыке, кино, литературе. «Живопись вообще строится на контрасте теплого и холодного, на их «борьбе», – пишет Л. А. Оборина. – Любая настоящая картина в своей художественной ткани имеет контрасты».
«В театре, например, в балете,- говорит режиссёр И. Азизбаев, – когда необходимо подчеркнуть стремительное движение одной танцевальной пары, их движение подчёркивается статичными фигурами всех остальных пар, застывших на месте». К. Станиславский советовал актерам «показывать злодея там, где он добрый». В пьесе «Вишнёвый сад» А.П. Чехов выразил беспредельную тишину на сцене с помощью звука лопнувшей струны. В картине П. Пикассо «Девочка на шаре» контраст хрупкой, подвижной, неустойчивой фигурки девочки и мощной, неподвижной мужской фигуры, сидящей на кубе, является сутью художественного образа. Если вы в своём фильме хотите создать ощущение мрака, то не выключайте полностью свет в кадре. Полную темноту создаст зажженная вдалеке свеча, полоска света на полу, свет от костра, одиноко горящее окно в ночи, наконец, звезды на небе. Не тень, а свет способен подчеркнуть кромешный мрак окружающей обстановки.
Одним словом, контраст составляет в искусстве один из основных законов, от которого напрямую зависит воздействие на зрителя всей композиции. Отсутствие контрастов неизбежно порождает вялое, серое и скучное произведение.
Итак, мы узнали, что:
1. Темноту подчеркивает свет.
2. Движение активизируется статикой.
3. Чтобы услышать тишину, нужен звук.