Пространство в живописи и фотографии – это изображение третьего измерения на двухмерной плоскости. Художник с помощью перспективы переносит трехмерный мир на плоскость. А кинооператор с помощью видеокамеры создает иллюзию трехмерного пространства на экране. И поскольку наше зрение бинокулярно, а видеокамера монокулярна, оператору приходится прибегать к некоторым композиционным приемам для передачи глубины пространства. Какие же это приемы?
Во-первых, это планы: передний, средний, дальний, помогающие оператору создать представление о расстоянии до главного объекта, расстоянии между фигурой и фоном. Во-вторых, с помощью перспективного совмещения различных по масштабу предметов и объектов. В-третьих, с помощью линейной перспективы, основанной на свойствах оптики изображать параллельные линии сходящимися в одну точку. В-четвертых, с помощью тональности – понижения контраста от камеры к горизонту из-за плотного воздуха или тумана.
Разноудаленные планы – это умело расположенные на разном расстоянии от видеокамеры объекты. Каждый план является постепенным подходом к рассмотрению главного, он направляет взгляд зрителя к смысловому центру изображения. «Сверхпервый» план силуэта ветвей, темной травы, «скоса угла», «кулис», обрамления в кадре увеличивает впечатление глубины пространства. Первый план в картине подготавливает к рассмотрению главного, он служит как бы подходом к цели. В живописи почти всегда главное действие композиции располагается на втором плане. При этом пейзаж и дальние планы усиливают впечатление динамики первых планов.
В киносъемке существует прием организации изображения, когда в одном кадре сочетаются объекты различной крупности. Чаще всего это две контрастные крупности. Например, человек вблизи видеокамеры снят крупно или средне, по пояс, а за ним мы видим широкий вид места действия – цех завода, пейзаж, бытовой интерьер. Такое построение кадра дает дополнительные возможности показа человека во взаимодействии со средой, с обстановкой. Чаще дальние планы снимают с высоких точек. Оператор поднимается на высокое здание, залезает на горные вершины, проводит съемку с вертолета или воздушного шара. Оператор снимает панораму Москвы и Парижа, широкие, до горизонта, пейзажи, но изображение получается «плоским», двухмерным. Это происходит до тех пор, пока в кадре не появится передний план. Любая деталь по переднему плану создаст масштаб, глубину пространства, ощущение трехмерности. Чтобы ощутить высоту, воспринять величину масштаба, необходимо сравнивать размеры с чем-то хорошо известным.
Вспомните «Портрет Шаляпина» художника Б.Кустодиева. Изображение Шаляпина максимально приближено к зрителю, а мелкие фигурки людей, заполнившие заснеженную площадь за его спиной, максимально удалены. Благодаря этому контрасту масштабов впечатление монументальности фигуры певца усиливается, возникает ощущение грандиозности, русского размаха его личности.
Здесь интересно привести высказывание художника В.А. Фаворского, который говорил что «стиль в изобразительном искусстве выражается через соотношение человека и пространства». Эти слова можно применить и для характеристики стилистических особенностей работы кинооператора.
Масштаб в фотографии – это средство художественной выразительности. Главное в творчестве оператора – то, что он не просто видит размеры предметов в кадре, но и умеет их «изменять», управлять ими, находить соотношение между предметами. Это – один из способов создания условного пространства фильма, которое зритель воспринимает как реальность. Отойдите от человека подальше, и он станет в кадре маленьким. Подойдите поближе – и фигура человека заслонит собой весь кадр. Например, если при съемке слона в зоопарке он находится далеко от камеры, а ваши очки лежат перед объективом, то на снимке, фигура слона окажется меньше очков.
Давайте более подробно поговорим об игре масштабов на следующем интересном примере. Одним из основных символов Санкт-Петербурга стали Исаакиевский собор и сфинксы с Университетской набережной. Гуляя по набережной с фотоаппаратом, вы можете увидеть фигуру сфинкса на фоне позолоченного купола Исаакиевского собора. Вам захочется снять их вместе, в одном кадре, но как? Можно подойти поближе к сфинксу, сделать его фигуру в кадре монументальной на фоне неба, а у лап сфинкса расположить «крохотный» купол Исаакия. Или отойти подальше от сфинкса и Исаакия. Поставить в аппарат длиннофокусный объектив, уменьшить масштабы сфинкса, увеличить грандиозность куполов, а у входа в собор расположить сфинкса, как собачку.
То, чем мы только что занимались, строя композицию кадра, называется «перспективным совмещением».
В игровом кино большинство комбинированных съемок основано на методе «перспективного совмещения». Комбинированный кадр создается из макетов, рисунков, декораций и реального пейзажа. Масштабное совмещение этих разномасштабных объектов создает на экране иллюзию реального пространства. В фотографии «перспективное совмещение» используется иногда как фото-шутка. Например, жених может держать на ладони свою невесту в свадебном платье, а дети, играющие во дворе, могут смотреться на фотографии, как стайка птиц на ветвях деревьев.
Линейная перспектива – это способ воспроизведения пространства на экране с помощью перспективы. Зритель воспринимает глубину кадра только благодаря своему предшествующему визуальному опыту и работе воображения. Если мы видим сходящиеся линии на фотографии, то уверены, что они удаляются. Это создает иллюзию глубины пространства, невзирая на то, что смотрим на плоскую поверхность экрана.
Кажущееся сближение уходящих вдаль параллельных линий и уменьшение предметов по мере их удаления зависят только от точки съемки. Выбирая объектив для съемки кадра, необходимо помнить, что перспектива в кадрах, снятых различными объективами, но с одной точки, остается одинаковой. И хотя принято считать, что широкоугольная оптика увеличивает линейную перспективу, на самом деле это не так. Широкоугольник вмещает в кадр больше пространства, и только.
С точки зрения восприятия линейная перспектива необходима для того, чтобы направлять глаз зрителя к какой-то цели. Линия в кадре важна прежде всего как ориентир, который руководит взглядом. В конце линии часто бывает необходим объект, на котором взгляд может остановиться. Но линейная перспектива – не только прямые линии в кадре, например, перила моста или прямая автострада, разрезающая степь. Перспективу может подчеркнуть извилистая тропинка, ведущая к дому. Линии могут быть только намечены в кадре расположением отдельных предметов. Например, стога свежескошенного сена, разбросанные на колхозном поле, или огромные валуны на берегу моря, или камни, лежащие в воде. Все эти отдельные ориентиры могут увести взгляд зрителя в определенном направлении.
На значительных расстояниях начинает сказываться воздушная перспектива, сокращающая пределы видимости. Когда на натуре предметы видны сквозь туман или дым, они имеют нечеткие очертания, что создает иллюзию глубины пространства на снимке.
Чем дальше расположены предметы, тем толще воздушный слой и менее четки контуры. В зависимости от удаления, цвета меркнут, приобретая синеватый оттенок. «Вещи на расстоянии, – писал Леонардо да Винчи, – кажутся тебе расплывчатыми, а горы, вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими». Проводя видеосъемки в тумане или в пасмурный день, помните об избыточной синеве и низком контрасте изображения. Наоборот, при солнечном освещении, особенно при излюбленной съемке всех кинолюбителей на закате и восходе, туман перед объективом камеры приобретает розовые оттенки.
Тональная перспектива – это изменение тонов от темных и контрастных по первому плану до светлых и мягких в глубине. Это съемка в плотном тумане или дыму. Ближние предметы на первом плане наиболее четки и ярки, на втором плане предметы расплываются, а дальние размыты. Они теряют контраст, объемность, приобретают силуэтный характер, у них пропадает фактура материала. По этому принципу можно построить фотоснимки и при отсутствии тумана, дыма, плотного воздуха. Можно выбрать точку съемки так, что на переднем плане окажется темный предмет, в то время как глубина кадра будет ярко освещена. Принцип тональной перспективы можно использовать при съемке портрета, пейзажа, натюрморта, любого кинокадра.
Присмотритесь к кадрам из фильмов, напечатанных в альбомах и журналах, и вы обнаружите, что пространство экрана – это особый предметный мир, в котором живут персонажи фильма. Эти живописные картины созданы не только талантом, но и ремеслом. Оператор должен быть сначала профессионалом, а потом уже художником.
Итак, мы узнали, что:
1. Пространство кадра создает перспектива.
2. Передний, второй, дальний планы создают глубину.
3. Пространство меняется от сопоставления объектов по масштабу.
4. Перспективное совмещение создаёт вымышленное пространство.
Если вы внимательно прочитали все главы раздела вы сможете пройти