Натюрморт

В живописи нарисованные предметы называются натюрмортом, а в кино крупно снятые вещи – деталью. Натюрморт бывает поставленный и найденный. Поставленный — когда предметы отбираются и располагаются в кадре оператором. Найденный — когда глаз оператора нашел в жизни случайно возникшую композицию. Вспомним, что слово «композиция» в переводе с латинского означает «сочинение, соединение, составление», то есть — связь. Ставя в кадр предметы, мы пытаемся установить между ними связь, объединить их в законченную композицию, создать художественный образ.

image095Композиция – это объединение отдельных предметов в единое целое. Это установление связей между предметами. Самым лаконичным и исчерпывающим  определением понятия «композиция», является афористическое выска-зывание С.Эйзенштейна: «Композиция – это соразмывание частей».

Связи между частями в натюрморте бывают смысловые, психологические, поэтические, ассоциативные и пространственные. Главные связи принадлежит содержанию. Содержание и есть то, ради чего и создается кинокадр. Если тема в натюрморте выражена ярко, она объединяет предметы. Смысловая связь возникает у тематически отобранных предметов.

Работа над натюрмортом начинается с выбора группы соподчиненных темой предметов. Составляя группу, мы подбираем предметы, в которых тема выражена наиболее четко. Например: овощи, молочные продукты, крынка и кувшин объединяются темой «Деревня». А карта, компас и бинокль темой «Море». Символом Великой отечественной войны может быть солдатская каска, фляга, медали и ордена. Темой натюрморта может быть еда на столе, цветы в вазе, предметы косметики, одежда, посуда и т.д. Предметы могут подбираться по тону, цвету, материалу. Они могут быть тождественными по форме и фактуре, между ними могут быть нюансы в отличии, предметы могут противопоставляться по контрасту.

Натюрморт выстраивается в расчете на генеральную точку съемки. От высоты камеры на штативе зависит степень видимости плоскости стола. Открытая плоскость увеличивает протяженность поверхности, позволяет яснее увидеть планировку предметов в пространстве, почувствовать ритм в сочетании компонентов, составляющих натюрморт. При низко расположенной точке съемке плоскость стола сокращается и может превратиться в тонкую линию, а предметы станут более высокими. Нижний ракурс используется довольно редко. Обычно камера устанавливается на уровне основания натюрморта, и тогда в кадре присутствует фон.

Постановка натюрморта во многом зависит от выбора фона, который определяет тональность кадра. «Удачный фон – это половина дела» — говорил художник М.В.Нестеров. Фон может быть белым и черным, цветным и фактурным, мелкозернистым и прозрачным. Одни видят свой натюрморт в светлой тональности, другие в темной. Наконец фон выбран. Отобранные по теме предметы установлены перед камерой на ровной поверхности.

 Наступила вторая фаза работы над композицией кинокадра. Вы начинаете группировать предметы, устанавливать между ними изобразительные, пластические связи. Что же это такое?

Чтобы устанавливать связи, необходимо выбрать предмет вашей любви, во всеуслышание заявить о своем выборе. Для чего необходимо выделить главный предмет в натюрморте, поставить на нем акцент. Задача оператора в том, чтобы выделить главный объект в кадре. Заставить его доминировать, привлекать внимание.

В основе восприятия любого искусства лежит понятие выразительности. А выразительность кадра достигается тогда, когда его композиция подчинена раскрытию содержания, что в свою очередь требует непременного выделения главного. Оператор выделяет главную фигуру светом и цветом, выдвижением на передний план, фокусом, размещением в зоне светлого фона или темного, он ставит фигуру в разрыве или в ряду однородных масс, стремится сместить фигуру к центру.

Однако оператор ощущает, что размещение главного в геометрическом центре нежелательно. Глаз оператора безошибочно определяет, что необходимо сдвинуть главный предмет чуть-чуть вверх от центра и слегка вправо. Теперь оператор видит, что «на глаз» композиция стала выглядеть значительно лучше.

Остановитесь. Отметьте для себя этот момент. Ибо ваше подсознательное желание чуть-чуть улучшить кадр «на глаз», то есть с помощью внутреннего, интуитивного ощущения красоты – это главное достижение вашего обучения композиции. Именно на «чуть-чуть» заканчивается обучение. И именно с «чуть-чуть» начинается настоящее искусство.

Теперь, когда вы поставили видеокамеру на штатив напротив разложенных предметов, вспомните, с чего началась ваша работа над натюрмортом. С отбора вещей, которые выражают ваше увлечение. Одни предметы говорили о стремлении к путешествиям, другие о желании рисовать, третьи напоминали о деревне, о море, о войне. Первый ваш натюрморт лучше составлять из двух-трех предметов, важно выстроить лаконичную композицию. Но если предметов больше, то в кадре не должно быть ничего лишнего, все предметы должны «работать» на основную тему.

Мы выбрали главный предмет, акцентировали на нем внимание, теперь обратили внимание на второй, третий и задний планы. В окружении главного явно что-то неладно, изменения необходимы и там. Не торопитесь и не «хватайте» вокруг случайные предметы, а берите необходимые. Только те, которые создадут вокруг главного предметную среду, создающую характер, настроение, отвечающие теме. Размещая предметы, несущие второстепенную информацию, оператор может поменять их местами, передвинуть, изъять, изменить точку зрения видеокамеры.

Композиция зависит не только от пропорций предметов, но и от величины свободного пространства вокруг них. При плотной компоновке взятых в кадр предметов отсутствует иллюзия пространства, при слишком мелком изображении предметов много пустоты в кадре. Количество свободного места вокруг основной группы предметов во многом определяет впечатление от композиции. Размещение предметов в глубину по диагонали кадра — самый распространенный прием в построении композиции натюрморта. При этом не нужно забывать о соотношении вертикалей и горизонталей, пропорциях части и целого, и, конечно, о создаваемом образе.

Предметы лучше подбирать по принципу контраста. Близкие друг к другу предметы кажутся однообразными и унылыми. Наоборот, контрастные по форме, тону, цвету, фактуре, силуэту предметы привлекают внимание. В виде акцента можно положить небольшой предмет на переднем плане, хорошо, если он будет отличаться по фактуре и цвету от других. По диагонали кадра положите драпировку, объединяющую предметы в единую композицию. Если у вас несколько однообразных предметов, к примеру, тарелочек, объедините их в один силуэт, частично наложив одну тарелку на другую.

Снимая видеокамерой, желательно подключить ее к монитору, чтобы постоянно наблюдать работу над композицией натюрморта не только по видоискателю. Удобно контролировать размещение предметов в кадре на экране большого телевизора, видя изображение крупно и в цвете.

image097На большом экране лучше видно, как вокруг главного предмета организуется пространство кадра. Предметы нагромождаются то с одной стороны, то с другой. Одна крайность, когда предметы придвигаются к камере, другая крайность – располагать предметы слишком далеко. Но главная ошибка заключается в нежелании расставаться с большим количеством предметов. А нагромождение предметов в кадре всегда раздражает, это рассеивает внимание, мешает ясности восприятия.

Хорошо контролируется на экране телевизора освещение натюрморта. Ясно видно, как свет выделяет фактуру и форму. Светом можно создать контрастную светотень, найти мягкое тональное решение, можно создать силуэт, осветив фон и погрузив натюрморт в тень. Свет может быть боковым, контровым и направленным от камеры. Но при всех случаях следите, чтобы источник света был один, тогда не появятся лишние тени от предметов. Выберите главный прибор, остальные должны подчиняться ему.

Свет и тень неразлучны друг с другом. Тень, падающая от главного предмета по диагонали, часто завершает композицию натюрморта. Тень, отброшенная на фон, создает графический силуэт. Каждая тень несет в себе информацию: говорит о направлении света, о времени суток, даже о погоде. С художественной точки зрения тень способна придавать предметам драматичность и создавать атмосферу таинственности.

Натюрморт — это ваше первое художественное произведение, созданное по определенным законам и правилам. В итоге у вас получится не набор отдельных предметов, а законченная композиция.

Итак, мы узнали, что:

1. Натюрморт бывает поставленный и найденный.
2. Удачный фон – это половина дела.
3. Композиция – это соразмывание частей.
4. Искусство начинается с ощущения «чуть-чуть».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.