Содержание фильма, его идея воплощаются главным образом через показ человека, его характера, поступков и переживаний. Однако человек существует не в абстрактном пространстве, а в конкретной материальной среде, в окружении природы. Актер – лишь часть среды, он неразрывно с ней связан. Одна из важнейших задач кинооператора – создание образа этой среды и образа человека с помощью освещения. При воплощении замысла оператор должен быть «дирижером» всех световых эффектов, выбора тона и цвета лица, реквизита и грима в кадре. Авторами кинопортрета являются актер в роли, затем гример и, наконец, оператор, создающий образ с помощью освещения.
Точных рекомендаций по установке света дать нельзя. Можно только познакомиться с опытом работы известных кинооператоров. Многие из них считают, что киносъемку с искусственным светом целесообразно начинать с общего плана. Тогда найденный на общем плане световой эффект будет лучше учитываться при переходе на средний и крупный планы. Другие операторы, наоборот, считают, что съемку со светом необходимо начинать с крупных планов, и тогда заложенное портретное решение сможет обосновать и объяснить освещение всей декорации. Первой и главной задачей оператора является выбор эффекта освещения, соответствующего содержанию сцены. В основе эффекта освещения лежит определенный реальный источник света, который находится в кадре или предполагается за кадром. Нахождение выразительного освещения декорации от реального источника света – это наиважнейший момент в творчестве оператора.
Как только световая атмосфера создана, перед оператором возникают вопросы изобразительного решения портрета человека. В воображении оператора образ персонажа складывается из множества элементов. Но, сложившись, он требует своего воплощения в «живом материале», в действующем перед камерой актере. С помощью света оператор создает портретную характеристику персонажа и диктует актеру свои условия создания образа. Оператор определяет и уточняет на репетиции мизансцену, положение тела, поворот головы, движение рук, направление взгляда в кадре. Актер не может выйти за рамки тех условий – оптических, световых, пластических, – которые установлены кинооператором. Поэтому во время работы на съёмочной площадке для актёра весьма существенно то, как оператор устанавливает свет, сколько времени тратит на эту операцию. Одни операторы делают это великолепно за несколько минут, тогда актёры не устают, сохраняют силы для предстоящей съемки, их не раздражает ожидание. Другие устанавливают свет часами: никто же не знает, сколько времени необходимо, чтобы установить свет.
Особенностью кинопортрета является его развитие во времени. В кино портрет – это и крупный план, и крошечная фигура на фоне огромной стены. Изменение портрета происходит не только в пространстве кадра, но и на протяжении фильма. Меняя освещение, цвет, крупность, ракурс, разнообразие точек съемки, оператор все время меняет представление о создаваемом образе. Через многочисленные внешние перевоплощения в различных сценах проходит герой фильма, пока в воображении зрителя не будет создан динамический портрет этого персонажа. Прежде всего – это старение и омоложение героев, изменение их внешности под влиянием событий, разворачивающихся в фильме. Во-вторых, это изменение настроения персонажей при различных условиях освещения. В-третьих, это различные ракурсы и оптика, которые подчеркивают в лице актера одни черты и убирают другие.
В современных фильмах портрет актера часто не выделяется в самостоятельный монтажный кадр, а появляется за счет наезда трансфокатора. Это дает возможность снимать сложные актерские сцены длинными кусками, не нарушая хода действия. Внутри кадра оператору удается разбивать сцену на планы разной крупности, выделять и акцентировать внимание на портрете. Снимая трансфокатором с движения камеры, оператор не только помогает игре актера, но и делает образ более объемным, показывая его во взаимосвязи с другими персонажами, с окружающей природой и архитектурной средой.
При съёмке игрового видеофильма опера-тор часто пользуется таким приёмом как динамическое освещение. В отличие от освещения статичного, динамическое освещение драматургически более активно. Свет ведет солирующую партию, задает камертон восприятия, он постоянно развивается в кадре. Вспомним фильм Н.Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино», где в одной из сцен актер из яркого проема двери переходит в темный коридор и там растворяется где-то в углу, в темноте. В кромешной тьме неожиданно вспыхивает спичка. Огонек папиросы то разгорается, то затухает, освещая актера. Поразительный эффект освещения лица горящей в руках героя папиросой достигается с помощью дополнительной подсветки, установленной где-то рядом за кадром. Помощник оператора, находясь близко к актеру, держит в руках мощную керосиновую лампу. Регулируя пламя лампы, то увеличивая, то уменьшая огонь фитиля, помощник мастерски имитирует свет, исходящий от зажженной папиросы.
Во многих современных фильмах операторы не боятся необычных световых эффектов, низкой или высокой тональности изображения. Уверенно погружают интерьеры в полумрак или яркий свет. Они обращаются с цветной пленкой так же свободно, как с черно-белой. Портрет героев часто рисуется на фоне светлой стены или ослепительно белого окна. Свет, идущий из окна, свет интерьера, светлые одежды, создают необычайное богатство белых оттенков в картине, и каждый имеет строго определённый эмоциональный смысл.
Интригующее впечатление оставляет съемка динамического портрета в детективном фильме, когда герой действует непредсказуемо. Зритель стремится понять поступки героя и вдруг видит, что краски в портрете начинают тускнеть, лицо актера постепенно изменяется и приобретает зловещий характер. Или, предвещая трагическую развязку, экран заполняется серым туманом, сквозь который еле угадываются очертания лица. Только светятся глаза актера, подсвеченные отдельным источником. Иногда в фильме портретный кадр превращается в нечто противоположное себе. На экране нет лица, а виден силуэт, затемненный до полной черноты, на фоне которого слышен голос персонажа.
В практике любительской видеосъемки нет нужды высвечивать весь путь движения человека в кадре. Где-то можно погрузить его в тень, где-то осветить ярким светом. Рисующий свет может освещать только ключевые моменты в мизансцене и игре актеров, акцентировать их. Остальное действие может решаться на силуэтах актеров, в тени. Обычно для акцентирования светом используются линзовые прожектора с узким лучом света, но в любительской практике можно с успехом применять и приборы рассеянного света.
Кино – это не только искусство, но и мастерство, поэтому рациональность работы со светом заключается не только в определении достаточного количества аппаратуры. Не менее важно умение разместить осветительные приборы на объекте так, чтобы, установив их на одном месте, не трогать до конца съемки. То есть предусмотреть возможность большого количества вариантов её использования. Такой навык приходит с опытом проведения киносъемки. При портретной съемке необходимо усвоить азбучную истину: «Нет плохих лиц, есть плохие операторы!».
Итак, мы узнали, что:
1. Главная задача – найти эффект освещения сцены.
2. Рисующий свет формирует портрет актера.
3. Динамическое освещение развивает образ.