Функции освещения

В подавляющем большинстве случаев кинолюбители при установке света заботятся только о его количестве. Свет включается со всех сторон, чтобы «набрать экспозицию». В результате мы видим невыразительное, ровно залитое светом пространство кадра. Таких кинолюбителей интересует одна функция света – экспозиционная, обеспечивающая возможность проведения самой съёмки. Но, кроме экспозиционной, есть ещё три функции света, которые необходимо учитывать оператору: 1) акцентирование главного, выделение светом человека; 2) подчёркивание формы и объёма предмета, его фактуры; 3) эмоциональное воздействие света на чувства.

Свет – не только «фактор видимости» предметов, не только тональная среда, но и блик на лице актера, блеск его глаз, настроение. Художники с давних времен интересовались природой света и характером освещения. Леонардо да Винчи выделил: 1) всесторонний свет, который идет от неба в пасмурный день; 2) односторонний свет, идущий от солнца, от окон и дверей в помещении; 3) отраженный свет – от всевозможных белых поверхностей; 4) рассеянный свет, проходящий через ткань, бумагу, матовые стекла.

Леонардо да Винчи выделил также простую и сложную тени.
• Простая тень на лице человека – это тень, обращенная к неосвещенному пространству. Например, к черной стене, к темному бархату. Из-за отсутствия отражения от темных поверхностей в тенях на лице нет проработки деталей.
• Сложная тень обращена к освещенным, светлым пространствам. Обильный свет, отраженный от белых стен, наполняет теневую часть лица всевозможными бликами и рефлексами.

Эти названия света и тени приняты всеми операторскими школами.
Оператор Анатолий Головня предложил классификацию света, основанную на огромном опыте работы на кинофабрике. Сегодня эти пять видов света при съёмке портрета знает каждый начинающий фотограф.

image1271. Рисующий свет направляется на главный объект, чаще всего на человека, создавая на лице светотень. В этом случае лучший результат даёт линзовый прожектор.
2. Заполняющий свет ставят рядом с камерой, освещая теневые участки лица рассеянным или отражённым светом.
3. Моделирующий свет создаёт блики и рефлексы на теневых участках лица и предмета.
4. Контровой свет получается при освещении фигуры сзади; он создаёт световой контур, ореол, живописные пятна света на фигуре.
5. Фоновой свет определяет живописность фона, оставляя его тёмным или освещая.

Каждому начинающему оператору важно понять, что все виды све-та существуют в кадре одновременно. Виды света только вместе, в различных сочетаниях, создают тот или иной характер освещения портрета.

image129В любом кадре существует два основных элемента световой схемы: общее рассеянное освещение и направленное на объект концентрированное освещение прожектором.

Трудность работы со светом заключается не в определении экспозиции, а в нахождении соотношения рассеянного и концентрированного света.

Вопрос о контрасте в освещении – это вопрос операторского стиля. Последовательность этапов установки света может быть любой. Оператор может начать с определения рисующего света, найти точный акцент, а затем установить нужный контраст на лице, используя заполняющий свет. Можно в начале зажечь свечу или настольную лампу и затем разработать эффект освещения дополнительными приборами. Можно начать с фона, создать в кадре эффект вечернего освещения, впустить в декорацию лучи закатного солнца и подчинить ему работу остальных приборов. Этапы могут опережать друг друга, проникать друг в друга, совмещать функции.

Располагая соответствующим образом осветительные приборы, вы можете создать любую светотональную композицию в кадре. image131В практике операторской работы существуют четыре известных характера освещения: светотональный, бестеневой, локальный и силуэтный. И с помощью пяти «видов света» можно создать любой из них. Дневное солнце соз-даёт яркую светотень. В пасмурную погоду возникает бестеневое освещение. Ночью, в луче фонарика, каждый цветок на клумбе «зажи-гается» локально. На закате дня чёрный абрис скал, ветви деревьев, профиль влюблённых на фоне заходящего солнца создают силуэт.

Известный кинооператор Леонид Косматов считает, что возможны два принципиально разных подхода к художественному освещению. Первый выражается в стремлении естественного натуралистичного воспроизведения эффекта реального освещения. Оператор как можно более точно копирует характер солнечного света, луны или искусственного источника освещения. Оно определяется сюжетными требованиями и временем действия. Второй подход заключается в выборе освещения, которое может выразить настроение, определённую психологическую задачу. Это так называемое «эмоциональное освещение». В подобном случае допустимо условное освещение, не согласующееся с реальным светом, но вызывающее у зрителя нужные эмоции. На практике кинооператоры как основу использует естественный свет, но разрабатывают его в соответствии с эмоциональным световым решением. Оператор намеренно нарушает естественный характер света, приводя в состояние конфликта «эмоциональный» и натуральный приёмы освещения. Он сталкивает в кадре фронтальный, диагональный, боковой, контровой, верхний и нижний свет.

Итак, мы узнали, что существуют:
1. Типы света: всесторонний (от неба), направленный (от солнца), рассеянный и отраженный.
2. Виды света: рисующий, заполняющий, фоновый, моделирующий и контровой.
3. Принципы освещения: естественный (натуральный) и эмоциональный.