Типовые методы освещения

Методы работы со светом постоянно меняются. При съёмке на цветную киноплёнку и при видеосъёмке возросла роль заполняющего света. Но он не является единственным. Кинооператоры разработали типовые схемы освещения, с помощью которых можно фантастически правдоподобно имитировать естественный свет. Среди множества схем и методов освещения в профессиональном и любительском кинематографе находят широкое применение: односторонний, двусторонний и трехсторонний методы освещения.

Односторонний метод освещения. Для любительской съёмки довольствоваться одним источником света – это почти норма. image133Однако ошибочно думать, что при таком способе освещения нельзя достичь предельной выразительности. Каждое световое пятно, созданное одним прибором, должно иметь своё назначение. Надо представить себе, откуда мог бы падать на объект съёмки естественный свет, в какой взаимосвязи с другими источниками освещения он находится. Вам потребуется известное умение и ясность мышления, чтобы прикинуть, правильно или неправильно будут смотреться тени, которые отбрасывает освещённый предмет. Используйте для этого монитор телевизора, посмотрите на экран и убедитесь: действительно ли вы хотите, чтобы тени легли именно так? Подвигайте осветительный прибор вперёд-назад, попробуйте изменить ширину луча света, чтобы тени стали не такими резкими. Меняя положение прибора, перемещая его ближе или дальше от камеры, следите за тем, как по-разному выявляется объём предмета. Как меняется светотеневая картина объекта съёмки.

Поставив один прожектор сбоку, вы получите на лице человека одностороннее освещение. Освещение с одной стороны состоит из яркого света и густых теней, поэтому его применяют для создания напряжения в кадре. Светотеневой рисунок, созданный боковым прожектором, создаёт чередование ярких и затемнённых участков, хорошо очерчивает объём и рельеф.

Американский режиссер немого кино Сесиль де Миль рассказывал поучительную историю по поводу примененного им одностороннего освещения: «Мне захотелось использовать в фильме, который я снимал, один из световых эффектов. В кадре, о котором идет речь, из-за портьеры вылезает шпион. Желая придать этой сцене большую таинственность, я решил осветить только половину его лица, оставив все остальное в тени. Посмотрев снятый материал на экране, я нашел, что получилось поразительно эффектно. Мне так понравился этот трюк с освещением, что я стал применять его на протяжении всего фильма. Я давал узкий пучок света с какой-нибудь одной стороны. В наши дни этим приемом пользуются широко».

image135Двусторонний метод освещения. Когда необходимо смягчить тени от одностороннего освещения, у камеры ставят второй прожектор. Второй прибор смягчает контраст освещения с помощью заполняющего света. В то же время использование двух прожекторов вносит большое разнообразие в методику освещения. Чаще всего при двустороннем методе освещения два прожектора устанавливаются по обе стороны от человека, что подчеркивает объем лица и выразительность фигуры. Например, все кадры фильма «Броненосец «Потемкин» сняты с помощью двустороннего освещения актеров. Кинооператор фильма Э.К.Тиссе предпочитал двусторонний метод освещения всем остальным. С помощью двустороннего освещения лица разнородными источниками света, он создавал атмосферу драматизма в кадре и придавал эмоциональность картине.

В искусстве освещения не так много твёрдых правил и, если двусторонний метод освещения работает, подчёркивает формы и объёмы фигур, его нужно применять. Например, при съёмке балета на театральной сцене. В декорации – отдельные солисты, танцующие пары, группы артистов освещаются с двух сторон. Обратите внимание на фотографии балетных спектаклей, и вы увидите, что фигуры артистов на сцене освещены двусторонним светом.

image137Трехсторонний метод освещения, возникший на заре фотографии, успешно перекочевал в кино, затем на телевидение, и всюду является залогом успеха при портретной съёмке. При съемке портрета почти всегда используются три прибора: один – сбоку, второй – от камеры, третий светит со спины. Каждый из источников света играет свою роль в кадре. Контровой свет ставится позади объекта съемки и направляется в сторону камеры для того, чтобы выделить или, как говорят операторы, «отбить» объект съемки от фона. Это особенно важно, когда персонаж одет в темный костюм и проецируется в кадре на темном фоне. Трехсторонний метод расположения прожекторов вокруг человека имеет много вариантов. Но чаще всего включаются два контровых прожектора с разных сторон от лица портретируемого человека и один рисующий прожектор от камеры.

Кинооператор, работая с помощью любого метода, должен помнить, что характер освещения создает иллюзию трехмерности пространства на экране, создает глубину и объемность изображения.

Итак, мы узнали, что в функции света входят:
1. Организация единства пространства.
2. Определение последовательности восприятия.
3. Выделение главного.
4. Формирование образа.
5. Определение тональности и цветового решения.