Тон и тоновоспроизведение

Свет и тон – два неразрывно связанных между собой средства изображения. Свет является причиной, а тон следствием освещения. Впечатление от кинокадра во многом зависит от того, насколько интересны тональные вариации, разнообразен диапазон светлых и темных участков изображения. Объект может содержать полный диапазон тонов, плавно изменяющихся, от чёрного к белому. Может быть преимущественно светлым или преимущественно темным. Может иметь сильный контраст, когда тона ограничены полярным – черным и белым. Например, язык графики, он состоит из двух контрастных тонов и очень лаконичен.

Однако главное для художника заключается не в передаче тона отдельных предметов, а в передаче общего тона изображения. Общий тон серого дня один, а общий тон солнечного – другой. Световой тон меняется в зависимости от освещения: при солнце и при свечах он не только разный, но и окрашен по-разному. Верно найденная тональность придает изображению соответствующую окраску, создает настроение. Например, ощущение радости, чистоты, ясности или ощущение мрачности, придавленности, суровости, тревоги.

image150Попробуйте снять блондинку у белой стены в темной тональности, а негритенка у черного лимузина в светлой? Не получится! Поэтому первым приёмом управления тональностью при съемке портрета является отбор предметов в кадре. В одном кадре преобладают светлые объекты, белые одежды, белокурые волосы, светлый фон, предметы освещаются ярким светом. В результате получается кадр в светлой тональности (высокий ключ). Но когда хочется получить портрет в темной тональности (низкий ключ), то выбирают темные предметы, темноё смуглое лицо, черные волосы, темный костюм, чуть прорабатывается фон, в освещении – густые тени. Нужно проявить незаурядное мастерство, чтобы снять черного кота в темном углу.

image151Подчеркнуть богатство тональных оттенков помогают «тональные опоры». Оператор сознательно располагает черные и белые предметы в кадре. Черное и белое – это своеобразные «тональные опоры”, на которые опирается вся основная тональность изображения. Для многих операторов «до цветного» кино было очень важно в каждом кадре иметь “опорный” белый и «опорный» черный цвет. Посмотрите все черно-белые фильмы кинооператора Б.Волчека, например “Мечта”, снятая с режиссером М.Роммом. Там тональное богатство изображения в каждом кадре поражает. И только потому, что есть угольно-черный и молочно-белый опорные тона, которые задают границы всей тональности снимаемого изображения. Фильмы выдающихся операторов обладают широкой и богатой палитрой световых оттенков. Снятые давно, они с успехом идут и сегодня, радуя глаз зрителя своим изображением.

«Что значит снимать под вечернее или утреннее освещение?» – спрашивает своих учеников кинооператор Андрей Москвин. И не дождавшись ответа, отвечает: – Можно решать лишь одно: что будет в кадре светлее, а что темнее по тону».

Оператор, как художник, выбирает нужную краску и «кладет» её в нужное место изображения. Но вместо краски у оператора – свет, создающий набор черных, белых и серых тонов. Вместо кисти – яркомеры и экспонометры разных конструкций. А вместо палитры – экран, на котором игра световых пятен радует глаз. Определение количества света и его тональности входит в задачу экспонометрии.

Экспонометрия – это контроль освещения с помощью измерительных приборов. Любые экспонометрические задачи оператор решает с помощью измерения света, падающего на объект съемки и отраженного от него. Экспонометр замеряет свет, падающий на молочное стекло фотоэлемента, определяя экспозицию по освещенности. Яркомер замеряет свет, отраженный от объекта съемки, определяя экспозицию по яркости. Это особенно важно при съемке портрета в светлой или темной тональности.

При съемке портрета освещение всегда измеряется у лица человека. Количество освещения определяет экспозицию кинопленки и плотность лица в негативе. Яркость лица, как самая светлая точка в кадре, помогает дирижировать тоном второстепенных объектов, притемняя их. Для оператора важно найти в портрете некую условность в решении тона лица, вокруг которого организуется пространство картины. Прежде всего – это фон, стены, пол, потолок, пейзаж за окном. Яркость фона зависит от общего освещения помещения, мощности солнечных бликов, количества света в тени. При этом на фоне за окном важно увидеть не белесое небо, а городской или сельский пейзаж.

Для того чтобы работа была успешной, необходимо сделать кинопробу. Она поможет определить практическую светочувствительность кинопленки, установить световой ключ, определить световой баланс, узнать фотографическую широту пленки.

Световой ключ – предполагает постоянное количество света на лице актера для получения негатива стандартной плотности. Большинство съемок ведется при дневном освещении, когда человек хорошо виден, на нем много света. В полную силу «ключевой свет» необходим для создания эффекта светлого дня. Но если действие происходит в глубокой тени помещения, свет на лице актера убавляют в два раза. Если действие происходит вечером или ночью, свет на лице снижают в четыре раза. Если события разворачиваются в кромешной темноте, можно уменьшить свет до восьми раз. То есть лицо человека может быть разной плотности в негативе, которая зависит от условий съемки: день, ночь, утро, вечер. В любом кадре живописный характер освещения создает направленный на объект рисующий свет. С точки зрения экспонометрии рисующий свет, взятый в определенном количестве, и является ключевым светом.

Световой баланс – это контраст света и тени в портрете. Важно сохранять постоянный контраст на лице актера от кадра к кадру. Для этого с помощью яркомера замеряют две точки на портрете в светлой и темной части лица. При съемке в светлой тональности контраст света и тени на лице невелик, при съемке в темной тональности, ночью, контраст между светом и тенью возрастает. В одних сценах он равен соотношению 1:2, в других 1:3, в третьих 1:4. Для каждой сцены соотношение между рисующим и заполняющим светом постоянно. Это важное условие при съемке портретов, особенно когда они снимаются в разных местах и в разное время. Соблюдение баланса яркости в кадре – основная работа оператора со светом. Выбранный в фильме контраст освещения определяет стиль оператора.

Фотографическая широта – это способность кинопленки или видеокамеры передавать контраст реальных объектов на экране. У «мягких» и контрастных кинопленок количество передаваемых тонов от черного к белому различно. У «мягких» пленок большое количество промежуточных тонов, а у контрастных их почти нет. Фотографическая широта у всех кинопленок и любительских видеокамер 6-7 ступеней контраста. Реальные объекты на натуре и в павильоне имеют больший или меньший контраст. Если контраст объекта укладывается в фотографическую широту кинопленки, изображение на экране достоверно, если же контраст объектов превышает фотографическую широту, правдоподобие их искажается. Слабо освещенные участки объектов превращаются в черные силуэты, а ярко освещенные участки растворяются в белесом ореоле. Только большая фотографическая широта способна передать реальную тональность объектов на экране.

Понятно, что свет, тон и контраст на экране взаимосвязаны. Свет делает изображение живописным, а верно найденный тон создает настроение, вызывает ощущение радости или тревоги. И когда оператор с помощью художественного освещения научится управлять тональностью предметов, фигур и объектов, создавать общий тон изображения, только тогда он сможет с успехом заняться цветом и колоритом.

Итак, мы узнали, что:
1. Тон – это оттенок света и цвета.
2. Тональность кадра создает настроение.
3. Кадр имеет «тональные опоры».
4. Свет, тон и контраст взаимосвязаны.
5. Контраст определяет стиль оператора.