«Главное в мастерстве оператора – это резкость, композиция плюс экспозиция!» – часто повторял своим студентам профессор Анатолий Головня. Все перечисленные требования известный кинооператор предъявлял к качеству изображения. Оно достигается умелым обращением кинооператора с кинокамерой. Работу оператора над композицией кадра Головня сравнивал с работой художника и говорил: «Экран – моя палитра».
Кинокамера в руках оператора-хроникера – это инструмент, фиксирующий конкретные события и конкретное время. Достоверность и натуралистичность того, что мы видим на экране не вызывает сомнения. Кинокамера или видеокамера запечатлевает события именно такими, какими они были в действительности, во всех мельчайших подробностях. И поэтому каждый кадр со временем становится всё большей ценностью, не только личной, но и общественной.
А что говорить о кинооператорах-художниках? У них каждый кадр – это произведение искусства. Одна и та же сцена, снятая разными художниками-кинооператорами, не похожа ни на объект съёмки, ни на изображение, снятое другими операторами. Известно, что и художники-фотографы снимают по–разному. Будучи в одном и том же месте, снимая с одних точек, они приносят фотографии столь непохожие друг на друга, что порой кажется: перед нами фотосъёмка разных событий, происходивших в разных местах. Поэтому изображение на экране – это прежде всего художественный вымысел.
При художественной съёмке всё непросто, всё требует работы ума и сердца. Оператору-художнику всё время надо перенастра-иваться, вникать в тему фильма, резонируя своё настроение с настроением каждой сцены, постигая атмосферу события, харак-теры персонажей. При создании видеофильма опе-ратору необходимо доби-ваться и художественной правды, и новизны, и даже открытия. Этим прекрасно подлинное творчество, этим прекрасно искусство фотографии и кино. Необходимо снимать современно, легко, весело, дерзко!
Сегодня цветокоррекция стала обычным явлением в кино, как в своё время звук и цвет. Современному оператору необходимо осваивать монтажные программы, он должен работать рука об руку с колористом. Завершающий этап обработки цветного изображения должен проходить под контролем оператора. Только в этом случае он может считаться полноправным автором изображения фильма.
Итак, мы узнали, что:
1. Кинохроника – это общественная ценность.
2. Игровое кино – это ценность художественная.