Что такое искусство

Когда абитуриентов, поступающих в киновуз, спрашивают, что такое искусство, то часто слышат в ответ стандартное определение: «Искусство, — отвечают они, — это архитектура, музыка, театр, живопись и кино».
Попытки классифицировать искусство делались еще во времена Аристотеля. Интересная версия была предложена Сергеем Образцовым. Он делит искусство на изобразительное, повествовательное, зрелищное и музыкальное. Еще более глубокие обобщения делает Лев Николаевич Толстой в своём трактате об искусстве, который он создавал пятнадцать лет.
В трактате «Что такое искусство?» Лев Толстой приводит в систему свои многочисленные суждения по вопросам эстетики. Некоторым эта классификация кажется спорной. Но критик В. Стасов, прочитав трактат Толстого, утверждал, что в этой работе «высказано столько истин, столько великих и глубоких взглядов, что, быть может, ни один другой писатель не может с ним сравниться».
iskustvo1В конечном итоге Л.Н. Толстой «раскладывает» искусство по трём «полочкам», трём родам. На одной полочке «всенародное» искусство, на второй — искусство «для буржуазного общества», на третьей – искусство, «вытекающее из религиозного сознания». Из дальнейших рассуждений Толстого вытекает более короткое определение трёх родов искусства: всенародное, элитарное и религиозное.

1. Всенародное искусство – солнечный свет души.
По мнению Льва Толстого, искусство возникает тогда, когда человек, испытав сильное чувство, желает передать его другому. Такое искусство Толстой называет «всенародным». На современном языке этот род творчества называется «чувственным» искусством. Искусство, как солнце, светит и согревает, оно никому не служит: ни государству, ни элите богатых, ни эстетствующей богеме. Это искусство никого не развлекает и не славит. Это искусство – совесть народа, которая объединяет людей.
Главная цель любого произведения искусства – это, так называемое эмоциональное послание, которое передаётся в результате психологического контакта между автором и зрителем. При съёмке видеофильма важно именно это эмоциональное послание, которое режиссёр и оператор фиксируют на экране. На съёмочной площадке режиссёр и оператор творят душой и сердцем, они создают эмоциональное поле вокруг актёра, наполняют им декорации и пейзаж. Перевод снимка в эмоциональное поле, будто в другое измерение, вызывает у оператора большие трудности и тут на помощь приходит ремесло, знание законов и правил композиции.
Обычно у кинолюбителей при съемке видеофильма возникают одни и те же вопросы. Как обмениваться со зрителем чувствами и эмоциями? Как добиться, чтобы десятки и сотни компонентов создали единую и нужную вам композицию? Как сделать, чтобы всё срабатывало в нужный момент и в нужном месте?
До какого – то момента помогает ремесло, схемы, законы и правила. Все они помогают делать, но не создают кино. Настоящее искусство делает, призвание, вдохновение, талант. Тут-то и возникает проблема соотношения таланта и ремесла, проблема Моцарта и Сальери, и каждый художник пытается решить эту проблему самостоятельно.
Аристотель определил схему построения сюжета в искусстве две тысячи лет тому назад, и она работает. Станиславский, Мейерхольд и Эйзенштейн разработали теорию композиции в театре и кино, создали режиссерскую экспликацию, постановочный проект фильма, предложили делать раскадровку в кино. Предложенные ими методы работы помогает художнику избавиться от лишнего. Момент отхода от классических схем каждый художник определяет сам. В этом ему помогает профессиональное мастерство, творческий опыт и талант.
Почему некоторые фильмы живут долго? Ответ простой: только потому, что художник не угождал публике, а оставался самим собой. Потому, что он показал в фильме свой особенный мир, где главным оказались те чувства, которые нельзя объяснить рационально. Порой, кажется, что такой художник напоминает блаженного, что он не от мира сего. Да и сам художник удивляется тому, что у него получилось. Хотя это опытный мастер, который знает своё дело и технику профессионально, однако у такого художника мир его грез и фантазий — главное, а ремесло всегда на втором плане.

2. Элитарное искусство – для развлечения элиты.
Эти произведения искусства призваны развлекать зрителя, обычно богатую и сытую публику, элиту общества, чаще всего за деньги. В этом искусстве процветает мастерство подделки, имитации, заимствования. Каждым фильмом автор пытается поразить воображение зрителя, напугать его, озадачить головоломкой, загадать очередной ребус. Чтобы понять такой фильм, его нужно смотреть по много раз. И это многоразовое смотрение ничего не разъясняет, а приучает к фильму. А приучить можно ко всему, например, к водке, курению, насилию, ко всему самому дурному. Художник в этих фильмах вызывает чувства с помощью определённых, неоднократно проверенных приёмов.
Л.Н. Толстой чётко выделяет эти приёмы элитарного искусства. Первый – это заимствование из других произведений. Но так, чтобы переделка представлялась чем-то новым, сделанным впервые.
Второй – это натуралистическое подражание самой жизни. Натурализм даже в мелочах: внешний вид, голос, обстановка, звук.
Третий – это сногсшибательные эффекты, контрасты, воздействующие на внешние чувства. Подмена одного искусства другим: музыка начинает «описывать», цвет «кричать», а запах становится «острым».
Четвёртый приём занимательность: не чувственный, а умственный интерес зрителя. Тут и запутанная завязка, и ложные ходы, и неожиданный финал. Всюду изощренные загадки, разгадывание которых доставляет удовольствие богемной публике.

3. Культовое искусство – во имя идеи.
В первую очередь это религиозное искусство, передающее положительные чувства любви к Богу и ближнему и отрицательные чувства — негодование и ужас перед нарушением этой любви. Сюда можно отнести искусство, пропагандирующее идеи фашизма, коммунизма, идеи служения Отечеству.
«И всё же, что такое искусство?» — переспросит начинающий кинолюбитель, пытающийся понять суть своего творчества. Как понять само слово «искусство»?
Согласно Большой Советской Энциклопедии, «искусство — одна из форм общественного сознания», так же, как наука и философия. Но, в отличие от них, искусство воспроизводит жизнь в художественных образах. Вроде, всё понятно. Наше стереотипное мышление настолько привыкло к этому определению, что не задумывается о сути. Но давайте разберёмся в значении каждого слова этого определения: ИСКУССТВО – ЭТО ФОРМА СОЗНАНИЯ.
Выдающийся теоретик кино режиссёр Сергей Эйзенштейн, исследуя значение слова «форма», установил, что в переводе с греческого оно означает «ивовая корзина», а в нашем славянском понимании – «форма» — это «обнаружение». Значит, определение искусства становится более понятным: ИСКУССТВО — ЭТО ОБНАРУЖЕНИЕ СОЗНАНИЯ.
Теперь постараемся понять знакомое, но не до конца ясное слово – «сознание». Если полистать любой словарь, окажется, что «сознание» понимается и трактуется, как «мысли и чувства человека». Теперь всё встало на свои места в нашем определении: ИСКУССТВО – ЭТО ОБНАРУЖЕНИЕ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ.
Но чтобы обнаружить мысли и чувства – свои или чужие, – их необходимо иметь. Вот в чём главный вопрос при создании хорошего видеофильма. Незачем брать в руки видеокамеру, если нечего выражать и познавать в художественных образах.
iskustvo2Но что такое образ? Как понять хрестоматийное определение: «искусство познаёт и воспроизводит жизнь в художественных образах»? Из школьной программы все мы помним образ Онегина, образ Печорина… Это собирательные образы молодёжи того времени. Или, к примеру, Плюшкин. В этом образе соединены определённые качества: скупость, черствость, неряшливость. Создавая образ, автор всегда преувеличивает, присочиняет, предельно обобщает. Поэт, живописец, кинооператор, создавая произведение искусства, «искажает» действительность, «деформирует» объекты. Образ в искусстве существует не сам по себе, а лишь через волю художника, который стремиться воплотить свой замысел. Например, рисуя портрет, художник обнаруживает свою волю, «обрезая» фигуру человека. Портрет – это не весь человек, а его часть, которая называется лицом, ликом, образом. Сила художественного творчества в обобщении частей и качеств.
iskustvoВ образной форме личное отношение к творчеству оператора выразил С.П. Урусевский, заявив, что снимать надо так, «чтобы трава смеялась». Великолепно обобщила свои впечатления о назначении поэта Анна Ахматова, сказав, что «художник должен слышать, как растет трава». А поэт Ф.И. Тютчев считал, что художник должен слышать «о чем поет тростник». Художник в этих образах и абстрактен, и конкретен, но обостренно чувствителен.
Образ — понятие многозначное. Образ — это и целое произведение, и какая-то его часть, созданные с помощью преувеличения или приумень­шения, с помощью метафоры или сравнения. Это и портрет, и характер вашего героя, эта та действительность, тот мир, который вы создаете на экране. Это пейзаж и настроение в нём, то веселое, то грустное, и многое другое. Образ всегда эмоционален, он показывает ваше отношение к предмету, явлению, человеку, снимаемому фильму. Образ – это обобщение качеств. У кинолюбителя есть два подхода к созданию художественного образа в фильме, один — с помощью репортажа, другой — методом постановки.
При репортажной съемке преобладает подход, по принципу: «что вижу, то и пою» с которого начинается творчество кинолюбителя. В хроникальном фильме кинолюбитель извлекает смысл из снятых им кадров, фактов и событий чаще всего при просмотре материала. Конечно, во время съемки каждый кадр оператора по-своему чем-то зацепил. Но теперь, глядя на экран, один, два, несколько раз, он переосмысливает отснятое изображение. Для того чтобы при монтаже, осознав возможности увиденного материала, создать новый, оригинальный, неожиданный сюжет.
Второй подход: «пою то, что хочу видеть», применяется при съемке игрового фильма. Этот метод используется, когда создают фильм, исходя из сценария, и композицию кадра обдумывают заранее, рисует на бумаге. Во время проведения такой съемки оператор осознанно организует композицию, декорирует пейзаж, создавая каждый кадр собственными руками. Недаром Акира Куросава, снимая в тайге «Дерсу Узала», кисточкой подкрашивал траву и листья, — живой осенний лес не мог «предложить» ему нужного пейзажа. Работа режиссера игрового фильма, напоминает работу художника, создающего отдельные фрагменты композиции цветного витража.
В практике проведения любительской съемки оба названных метода используются одновременно. Их совместное применение обогащает оператора многообразием подходов к созданию образа, дает свободу творчества, к которой стремиться каждый художник.

Итак, мы узнали, что:
1. ОБРАЗ – ЭТО ОБОБЩЕНИЕ КАЧЕСТВ.
2. КИНО – ЭТО ЗРЕЛИЩНОЕ ИСКУССТВО.
3. ИСКУССТВО — ЭТО ОБНАРУЖЕНИЕ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.