– Операторское искусство – это умение «видеть» и воспроизводить увиденное индивидуальным образом.
– Все видят фильм таким, каким его увидел оператор.
– Кинооператор – первый зритель будущего фильма.
Примерно так объясняли своим ученикам выдающиеся кинооператоры суть своей профессии.
«Умение видеть» – что это такое?
Известный кинооператор Марк Магидсон увлекался фотографией и любил показывать многочисленным гостям новые снимки. Однажды он показал фотографию живописной лужи с невероятно красивыми отражениями света в ней. На вопрос, где он такую удивительную лужу нашёл, Магидсон ответил: «Когда вы шли ко мне, то перепрыгивали через неё». У Магидсона было обострённое видение пластических мотивов, «чувствующий» красоту глаз.
Казалось бы, чего проще, – посмотрел и увидел. Но вот Магидсон увидел красоту световых разводов в луже, а многочисленные гости – нет. Оказывается, видение поэта одно, а физика – другое. Там где физик видит лужу, поэт видит отражение луны.
Умение видеть – это отбор. Вы выделяете, абстрагируете из окружающей среды предмет, объект, часть пространства, для дальнейшей работы над композицией. И, видимо, обучение мастерству создания хорошего видеофильма нужно начинать с обучения уметь видеть, осмысливать и запечатлевать, что происходит вокруг.
Выбор место съемки будущего кадра представляет собой творческий процесс, состоящий из нескольких эмоциональных и рациональных шагов. Во-первых, оператору необходимо вдохновение, кураж, озарение, внезапное потрясение. Во-вторых, оператор должен вглядеться в увиденный пейзаж и ощутить, что открытие где-то близко. В-третьих, оператор должен осмыслить, обобщить увиденное и принять решение, что пейзаж именно тот, который он так долго искал. Соотношение эмоционального и рационального на каждом этапе определить очень трудно. При выборе натуры для провёдения очередной киносъемки, иногда исколесишь десятки километров, а вернешься к тому, первому месту, где сердце «защемило», где тебя осенило: «А ведь это та усадьба, которая подходит для съемки». И ты снимаешь именно здесь в интуитивно понравившемся тебе первом месте.
Умение видеть предполагает преодоление стереотипов мышления. В широком смысле предполагает способность проникать за поверхность предметов и явлений и видеть суть вещей. Это умение оператора обобщать качества явлений и событий, находить глубокие связи между ними, то есть мыслить художественными образами.
Однако для создания хорошего видеофильма одного умения видеть живописные «картинки» недостаточно. Все кадры будущего фильма необходимо расставить в их последовательности, то есть видеть монтажно. Это особое кинематографическое видение, предполагающее способность ещё при чтении сценария увидеть весь фильм. Режиссер, как дирижер оркестра, видит сразу всех оркестрантов, все инструменты, выделяет солистов, второй, третий планы. Он видит фильм целиком, от начала до конца, каждый кадр. Это кинематографическое видение фильма еще не снятого, но уже увиденного.
Наконец, есть чисто операторское видение снимаемого пространства. Умение видеть объект съёмки именно таким, каким он будет выглядеть на экране. Это операторское видение приобретается практикой проведения киносъёмок, оно во многом зависит от опыта и мастерства оператора.
Умение видеть – это эмоциональное послание, это проекция внутреннего мира художника во внешний окружающий его мир. Проекция не пассивная, а творческая, преобразующая мимолетность и случайность реального бытия в художественное произведение, а хаос в гармонию. Поэтому прежде чем создавать произведение искусства, тот же видеофильм, нужно сначала создать самого себя, как личность и как художника. Только позиция автора, личность художника озаряет экран, освещает фильм духовностью и нравственностью. Важно и другое, если мир зеркально отражает мысли художника, то он как бы разговаривает сам с собой. Но если действительность сопротивляется, противоречит художнику, то возникает диалог, который становится источником новых знаний и художественных открытий. В тот момент, когда монолог художника превращается в диалог возникает ощущение, что материал фильма «пошел», творческая работа закипела и продвигается как бы сама по себе.
В известной книге «Культура кинооператора» историк кино Г.Болтянский утверждает, что зрительная культура существовала всегда, но с появлением кино, человеком «подлинной зрительной культуры» стал кинооператор. Болтянский считает, что «культура зрения» оператора базируется, прежде всего, на знании скульптуры, архитектуры, живописи, музыки.
А как часто вас можно встретить в концертных или в выставочных залах? Сколько раз вы посетили Третьяковскую галерею, Пушкинский музей, Эрмитаж? А ведь эти посещения обогащают вашу зрительную культуру, наполняют ваши воображение зрительными образами. Изобразительное искусство является настоящим уроком режиссуры, операторского и актёрского мастерства. Кстати, произведение изобразительного искусства – картину, гравюру, скульптуру нужно не только смотреть, но и уметь «читать». А для этого необходимо знать изобразительный язык, на котором она создана. Живописное полотно нужно уметь читать как пьесу, то есть понимать драматургию, сюжет, действие, жанр, видеть мизансцену, понимать психологическое состояние действующих лиц, наконец, необходимо придти к пониманию темы, идеи, сверхзадачи. В произведениях великих художников поражает умение проникать за поверхность предметов и явлений, умение видеть суть вещей. Снайперский глаз художника подмечает детали, характер персонажей, место действия, атмосферу, мизансцену.
Как же воспитать зрительную культуру?
Чтобы развить зрительную культуру, оператору необходимо отдавать много времени на «воспитание глаза». Хотя многие считают, что способность творческого видения – врождённое качество, у одних оно есть, у других нет. Однако художники утверждают, что люди не видят потому, что не хотят, не требуют от себя этого, не заставляют себя рассматривать и понимать. Художники считают, что «хороший глаз» – дело наживное, что способность видеть, можно развить до совершенства. Для этого необходимо тренировать зрительную память беспрерывно, каждый день.
Попробуйте месяца два смотреть на всё с мыслью, что вам это предстоит снять видеокамерой или нарисовать. В метро, в автобусе, трамвае – всюду смотрите на всё именно так. И через три дня вы убедитесь, что вы не видели раньше и десятой доли того, что заметили теперь. Через месяц, другой вы научитесь видеть, и вам не нужно будет заставлять себя это делать. Полезно завести записную книжку, в которую, когда попадутся интересные моменты, записывайте, зарисовывайте и обдумывайте, с какой точки, с каким планом, в каком ракурсе снять увиденное.
Здесь уместно вспомнить слова художника Н.Крамского, обращённые своим ученикам: «Композиции нельзя научить до тех пор, пока художник не научится наблюдать и сам замечать интересное и важное. С этого только момента начинается для него возможность выражения подмеченного по существу; и когда он поймёт, где узел идеи, тогда ему остаётся формулировать, и композиция явится сама собой…» Наблюдательность и любопытство – это проявление способностей к творчеству, это признак интереса к искусству вообще.
Как-то у К.С.Станиславского спросили, что необходимо, чтобы актёрская судьба в искусстве состоялась. «Необходимо три условия, – ответил Станиславский, – талант, трудолюбие и удача». Талант кинооператора – это его умение видеть. Это ценнейшее качество, которое рождает, прежде всего, пластическую идею. Труд помогает найти форму этой идеи. Причём труд неустанный, требующий полной отдачи, духовной и физической. Талант, помноженный на труд, повышает мастерство оператора. А мастерство делает встречу со случайной удачей по настоящему счастливой.
Итак, мы узнали, что:
1. ОБУЧЕНИЯЕ ИСКУССТВУ НАЧИНАЕТСЯ С УМЕНИЯ ВИДЕТЬ.
2. ОПЕРАТОР – ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ ЗРИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЙ.
3. ЕСТЬ ТРИ КИТА УСПЕХА: ТАЛАНТ, ТРУДОЛЮБИЕ И УДАЧА.
Ура! Если вы внимательно прочитали все главы раздела вы сможете пройти