Оптика

Большинство кинолюбителей скорее склонны преувеличивать роль объектива, чем недооценивать её. Многие из них проявляют нередко полную неосведомленность в вопросах оптики. Они требуют от объектива выполнения не свойственных ему функций, объясняя свои неудачи низким качеством объектива. В преувеличении роли объектива скрывается расчет на то, что «хороший» объектив сам по себе обеспечит высокое качества изображения. Между тем, чтобы успешно пользоваться объективом, необходимо знать основы оптики, и чем сложнее современные объективы, тем полнее и глубже должны быть знания.

Стало привычным, что видеокамера снабжена самым современным объективом – трансфокатором. Известно, что он меняет крупность изображения в больших пределах. Но мало кто знает, что изменение угла съёмки создаёт и определённый художественный эффект. Любое крайнее положение трансфокатора – широкое или узкое – меняет впечатление от мизансцены, подчёркивает или ослабляет динамику движения в кадре.

Например, вы вышли на улицу с видеокамерой. Перед вами обычная городская суета на перекрёстке, поток людей и машин. Снимая улицу общим планом, вы можете подойти ближе к перекрёстку и снять его широкоугольным объективом. Вы можете отойти подальше от перекрёстка и снять улицу, тот же общий план, длиннофокусным объективом. Несмотря на то, что в обоих кадрах на переднем плане дома одинаковые, впечатление от снимков столь разное, что можно подумать – это две разные улицы.

07Широкоугольный объектив резче, утрированнее подчеркивает перспективу, при которой стремительно уменьшается масштаб домов, стоящих вдоль улицы. Разница в раз-мерах ближних и дальних домов весьма значительна. В кадре стремительное, быстрое движение машин, мимо камеры несутся суматошные пешеходы. Лица и фигуры людей, идущих по переднему плану, искажены. Широкоугольный объектив смотрит и вверх, и вниз одновременно, поэтому в кадре и небо, и тротуар под ногами рассматриваются детально.

08Длиннофокусный объектив сокращает перспективу, более тесной и короткой кажется улица. Дальние дома приблизились, скучились, подчёркивая впечатление тесноты. Это создает впечатление, что они будто нарисованы на театральном заднике. Идущие по улице люди, неважно близко или далеко, шагают на месте, так как они не меняются в масштабе. Их движения замедленны, они «плывут», как во сне. Поток машин бесконечно долго движется на камеру, одна заслоняет другую, передние машины мало чем отличаются от задних по размеру, они сплюснуты, будто побывали под прессом.

В двух кадрах, снятыми разными объективами, улицу невозможно узнать, потому что на экране совершенно разное пространство, разное изобразительное решение кадра. Каждый оператор при выборе объектива, которым будет снимать очередной кадр, должен помнить, что другая оптика – это другое пространство. Если вы измените оптику при укрупнении сцены, то попадете в другое пространство. Глаз зрителя сознательно или подсознательно ощущает разницу изображения, видит, что кадры сцеплены, но не смотрятся. Поэтому многие опытные режиссеры каждую сцену снимают одним объективом. При съемке одним объективом оператор приближает кинокамеру к актеру, а не укрупняет лицо с помощью наезда трансфокатора.

09Широкоугольный и узкоугольный объективы – это не просто разная оптика, это не просто широкий и узкий угол зрения – это художественный приём. Широкоугольный объектив позволяет вместить в кадр очень большое пространство и сильно уменьшает видимые предметы, что искажает действительность на фотографии. Буквально, протокольно, юридически – это не документ, а фальшивка. Но с точки зрения художественной эта фотография выражает определённую идею, которая имелась у оператора. С помощью оптики оператор эту идею подчеркнул, преувеличил.

10Длиннофокусный телеобъектив не только приближает предметы, увеличивает их, но и укорачивает расстояние между ними. Если с высоты Останкинской башни снять Москву сначала широкоугольником, а затем телеобъективом, то в первом случае будет выражена идея простора громадного города, во втором – тесное нагромождение домов. И обе идеи будут художественной правдой, хотя на обоих снимках город выглядит так, как глаз человека видеть не может. Это создание съёмочной оптикой виртуальной реальности кадра.

Трансфокатор может снимать максимально широко и предельно крупно, поэтому преимущества трансфокатора перед обычным объективом очевидны. Во-первых, значительно сокращается время, необходимое для выбора нужной крупности. Во-вторых, трансфокатор даёт возможность получать любую промежуточную крупность фигуры человека. Наконец, трансфокатор позволяет делать отъезды и наезды во время съёмки. Он даёт возможность оператору тщательно определять границы кадра, выбирать крупность, продумывать композицию.

Важной характеристикой любого объектива является глубина резкости, которая определяет характер изображения. Оператору на практике нужно иметь резкость на первом, на втором, третьем и дальнем планах. Важно знать, что при съёмке широкоугольным объективом глубина резкости максимальна, при съёмке узкоугольным объективом – минимальна. Важно знать, что глубина резкости увеличивается от освещения. При солнечном свете она возрастает, в темноте значительно уменьшается.

Скорость движения человека в кадре и оптика также взаимосвязаны. Широкоугольный объектив укорачивает реальный путь объектов, делает его стремительным. Человек буквально в трёх шагах от камеры, а виден во весь рост. Достаточно ему сделать эти три шага, как в камере появляется сверхкрупный план. Чуть наклонится – и в видоискателе одни глаза, рассматривающие объектив. Наоборот, если угол объектива узок, скорость движения человека в кадре замедляется. Человек делает десятки шагов в направлении камеры, не меняясь в масштабе, будто шагает на одном месте. Трансфокатор даёт возможность видеть человека, идущего на камеру, в одной крупности. Это достигается плавным движением ручки трансфокатора. Оператору при съёмке «вслед» за актёром или съемке актёра, идущего на камеру, необходимо следить за тем, чтобы в кадре не менялся его масштаб.

С большого расстояния объекты представляются нам в своих истинных размерах. Глядя издалека на улицу, можно увидеть огромные здания и крошечные фигуры людей. Благодаря реальным соотношениям масштабов, длиннофокусный «телевик» незаменим, например, при съёмке пейзажей с заходящим солнцем. «Телевик» увеличит размеры солнца. И теперь станет возможным уместить в кадре огромный огненный шар, и двигающегося по линии горизонта всадника. Попробуйте снять такой кадр обычным объективом. Солнце займёт на небосклоне ничтожное место, будет светиться на небе крохотной точкой, а всадник на коне будет всего лишь мелкой деталью на горизонте.

Часто операторы принимают решение снимать весь фильм длиннофокусной оптикой. Следующий фильм они снимают целиком широкоугольной оптикой. Это придаёт изображению определённый стилистический эффект. Но сам фильм не становится ни лучше, ни хуже. Поэтому для каждой сцены необходимо искать те изобразительные приёмы, ту оптику, которая донесет содержание кадра самым наилучшим – доходчивым, простым и ясным способом. Это не призыв к упрощению, а напутствие оператору: не становитесь рабом того или иного приема.

Итак, мы узнали, что:
1. Трансфокатор – это современный объектив.
2. Оптика – это художественный прием.
3. Другая оптика – это другое пространство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.