Композиция кадра

Как часто начинающие операторы, работая над композицией кадра, обнаруживают, что в видоискателе камеры они видят одно, а на экране – совершенно другое. Это означает, что они ещё не научились правильно видеть всё, что попадает в рамку видоискателя. Видоискатель – это главный инструмент, контролирующий будущее изображение. Оператор с помощью видоискателя определяет не только границы пространства, но и длительность съемки каждого кадра. Сколько времени снимать кадр? Если коротко – невозможно разглядеть кадр, если длинно – напрасно израсходована пленка. Кадр – это записанное на пленку изображение, время и звук. При видеосъемке не только изображение, но и слова – главные части кадра. Искусство оператора состоит в том, чтобы подобрать «картинку» и «слово» так, чтобы они дополняли друг друга, сливаясь в гармоничное целое.

Но в самом начале обучения видеосъемке необходимо научиться держать видеокамеру устойчиво и ровно. Оператору нужно внимательно следить за вертикалями в кадре, чтобы они не «завалились» вбок. Одновременно следить за линиями горизонта, которые должны располагаться параллельно нижней границе кадра без «перекосов» в ту или другую сторону. Это – первое условие при компоновке кадра. Ибо все композиционные достижения могут быть сведены на нет самыми обыкновенными «перекосами» и «завалами» кадра. Этим часто грешат по невнимательности начинающие операторы.

Известный теоретик кино, режиссёр Лев Кулешов сравнивал рамку кинокадра с рамой живописной картины. Определение границ кинокадра он считал важнейшим моментом при съёмке фильма. Снимаемое пространство должно твердо и устойчиво держаться в рамке кадра, как живописное полотно в огромной и тяжелой раме. Случайные границы кадра можно смещать, перемещать, укрупнять, так как они недостаточно чётко определены. Но композиция живописной картины имеет изобразительные опоры, делающие её устойчивой и исключающие возможность произвольного смещения границ. «Опорами» в картине чаще всего служат края и границы предметов. Ими могут быть массивные стволы деревьев, густые тени от предметов, вертикальные и горизонтальные стены, внушительные объёмы и массы. Эти «опорные» линии и массы притягивают границы кадра к себе и прочно удерживают раму в устойчивом положении.

Первым признаком хорошей композиции является чёткое выделение главного объекта в кадре. Вторым признаком хорошей композиции является её лаконичность, отсутствие лишних предметов в кадре, «мусора», засоряющего его и затрудняющего восприятие главного. Третьим признаком хорошей композиции является её композиционная цельность, которая достигается использованием известных правил.

В композиции кадра существует определённая система правил, придающих изображению цельность, выразительность и гармонию. Эти закономерности известны операторам документального и игрового кино и широко применяются ими на практике. Какие же это правила? Во-первых, правило «золотого сечения», называемого в фотографии «правилом одной трети». Во-вторых, правило равновесия. В-третьих, с помощью правила геометрической схемы, помогающей оператору расположить несколько предметов в кадре выразительно, собрать их в единое целое.

Однако в иерархии ценности изобразительных средств на первом месте стоит такой важный композиционный момент, как соотношение фигуры и фона. Первая и главная задача оператора при съёмке каждого кадра – это чёткое отделение фигуры от фона. Это то первое правило, которое давал своим ученикам ещё Леонардо да Винчи, требуя располагать светлую фигуру на темном фоне, а темную на светлом.

Кинооператор В. Железняков рассматривает проблему соотношения фигуры и фона в кадре более тщательно: «Если фигура и фон тёмные, то фигуру должен окаймлять светлый ободок (контровой свет), ели фигура и фон светлые, то фигуру должен окаймлять тёмный теневой ободок. Когда изображение цветное – задача решается таким образом: если фон ярко цветной, то предпочтительнее по цвету фигуру иметь малонасыщенную, или наоборот, если фигура ярко цветная, то фон должен быть малонасыщенным по цвету. И ещё один вариант – если фигура и фон насыщенны по цвету, то желательно, чтобы эти цвета были дополнительными или, как говорят, комплиментарными по отношению друг к другу, например: зелёный и пурпурный, синий и жёлтый. Эти правила сохраняют своё значение при движении камеры. Например, обыкновенная панорама сопровождения за идущим актёром, обеспечивает постоянное изменение элементов фона по отношению к элементам фигуры».

11Формируя язык кино, Лев Кулешов отметил две основные формы композиции. Одну из них он назвал «замкнутой», а другую – «разомкнутой».

Для живописи типична «замкнутая» композиция, в которой всё действие, весь сюжет исчерпаны в пространстве картины. Главные композиционные линии жестко замыкаются в обрамлении, они не выходят за пределы рамы. По законам «замкнутой» композиции границы кадра должны плотно компоновать снимаемую сцену, повторяя естественные формы предметов или очертания попадающих в кадр объектов. Это приводит к образованию цельной, уравновешенной и законченной живописной композиции. Замкнутая композиция применяется всеми художниками, фотографами, кинооператорами при съемке портрета, пейзажа, натюрморта.

12Кинокадру, наоборот, свойственна «разомкнутая» композиция, в которой действие «выплёскивается» за пределы пространства экрана. События словно не вмещаются в прямоугольник кадра. Зритель видит на экране фрагмент события, разворачивающегося на большом пространстве фильма. При «разомкнутой» композиции за границами кадра всегда угадывается более широкое пространство, а действие в рамке видоискателя продолжается за его пределами. «Разомкнутая» композиция нарушает статичность и стабильность кадра, вносит диссонанс, беспокойство, сообщает изображению динамичность. Благодаря динамике в «разомкнутой» композиции, зритель всё время ощущает действие в кадре, как часть действия, происходящего вне рамки видоискателя, за пределами, «за кадром». Подобная форма композиции иногда применяется в живописи и фотографии, но чаще используется в кино.

Итак, мы узнали, что:
1. Кадр – это граница пространства и времени.
2. Первая задача оператора – отделить фигуру от фона.
3. Главное в кадре не количество деревьев, а их расположение.
4. Композиция бывает замкнутой и разомкнутой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.