Три главных правила

На заседании Королевской академии искусств 10 декабря 1778 года художник Д. Рейнольдс напомнил собравшимся известное правило композиции: «Главная фигура картины должна быть помещена в середине картины и освещена наиболее ярко. Художник, который счёл бы себя обязанным следовать этому правилу всегда, взвалил бы на себя бесполезные трудности. Смысл этого правила простирается не далее того, чтобы главную фигуру можно было отличить по первому взгляду».

Во ВГИКЕ студенты операторского факультета до сего дня убеждены, что на лице актёра должен быть установлен яркий свет, что актер – это «светлое пятно» в каждом снимаемом кадре. Студенты художественного факультета, будущие художники тетра, считают актёра «светлой вертикалью», двигающейся на сцене. Студенты живописных мастерских считают, что главная фигура должна быть самым «светлым местом» в картине.

13Итак, первое правило живописной композиции: главное в центре и хорошо освещено. Это правило на подсознательном уровне вошло в практику работы всех современных операторов.

В школе на уроках физики иногда в шутку задают задачку: «Что тяжелее: килограмм железа или килограмм пуха?» Чаще дети отвечают, что тяжелее – килограмм железа, но те, кто поумнее, говорят, что обе части равны. В живописи оба ответа будут неправильные. Оказывается, изображение в картине также имеет «вес», но иной, нежели в физике. На картине «вес» напрямую зависит от его объёма. И огромный тюк пуха на живописном полотне, из-за того что он велик по объему, покажется «тяжелее» горстки гвоздей.

14Художниками установлено, что предметы справа имеют больший «вес», чем расположенные слева, а верхние – тяжелее нижних. В центре кадра «вес» меньше, чем по краям. Равновесие предметов в картине достигается правильным их расположением. Простейший способ достижения равновесия – это расположение предметов по центру, многие художники именно так и поступают. Но если перед вами натюрморт, состоящий из трех предметов, то два предмета с одной стороны можно уравновесить одним предметом с другой. Живописное изображение на экране нуждается в равновесии, только так оно создаёт целостность восприятия вашей композиции.

Равновесие предметов в картине – это второе правило композиции.

Задумаемся над вопросом: «Где расположить линию горизонта в кадре?». Если горизонт проходит посередине кадра, то делит его на два полукадра, две самостоятельные картинки. Глазу трудно решить, какое из двух изображений главное. 15Опытные операторы знают, что линию горизонта лучше всего располагать по линии «золотого сечения». В этом случае две неравные части кадра гармонично соединяются в единое целое. Чтобы найти линию «золотого сечения», оператор мысленно делит кадр на три части. Глядя в видоискатель, он располагает горизонт на одной трети кадра, выше или ниже середины. Технически правило состоит в том, что кадр делится на равные части двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями. Если строить композицию так, чтобы располагать главное вдоль любой линии, то это даст основу правильного построения кадра – по принципу «золотого сечения».

16Обратите внимание, что при пересечении линий образуются четыре точки, показывающие зону активного внимания зрителя. Пространство внутри квадрата является сюжетно важным центром композиции. Каждая точка пересечения сосредотачивает на себе внимание. Если главный объект поместить в любую точку по углам квадрата, то наверняка взгляд зрителя будет прикован к этому предмету.

Итак, мы узнали, что есть три главных правила:
1. Главное в центре и хорошо освещено.
2. Равновесие элементов кадра.
3. Правило золотого сечения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.