Три дополнительных правила

171. «В разрыве или в ряду». Есть какая-то тайна в изображении, снятом через всевозможные щели и проемы. Эти кадры будоражат воображение и усиливают привлекательность снимка. Через штакетник вокруг дома загадочнее смотрятся цветы в палисаднике. В разрыве кирпичной кладки в стене при-открывается таинственное пространство, скрытое от постороннего взгляда. При репортажной съемке демонстрации, митинга, шествия колонн, оператор находится в движении и, пробираясь в толпе, выбирает точку съемки. Он высматривает в разрыве между фигурами потрясающие по своей достоверности кадры. И в повседневной жизни мы фотографируем знакомых, располагая их между двумя деревьями, в проеме двери или в раме окна. Мы сами с удовольствием позируем, встав между двумя девушками, двумя колоннами, двумя вазами.

18Приём «в разрыве» подчёркивает какую-то недосказанность, случайность, мимолётность увиденного, но акцентирует внимание зрителя на главном.

В другом случае, снимая предметы и людей в одном ряду, мы непроизвольно подчёркнем их сходство. Этим сходством может быть принадлежность к одной профессии, причастность к общему делу, участие в каком-либо событии. Ставя предметы рядом, мы подчёркиваем подобие каких-то качеств, формы, материала. Солдаты в шеренге кажутся все на одно лицо. Хотя каждый молодой человек – это личность, индивидуальная и самобытная. Приём «в ряду» создаёт прямые или ассоциативные аналогии сходства стоящих «плечом к плечу» объектов.

19На практике эти приемы трудно чётко различать между собой, поэтому их рассматривают в теории фотографии как единый приём: «в разрыве или в ряду».

2. Заслонение – это популярнейший изобразительный приём, усиливающий впечатление глубины пространства с помощью заслонения одного объекта другим. Нависающие ветви деревьев, арки, ворота, ограды по переднему плану – все эти «заслонения» постоянно встречаются в фотографии. Ветка, некстати попавшая в центр кадра, при незначительном перемещении видеокамеры может превратиться в выразительную деталь. 20Попробуйте снять кадр, в котором на переднем плане – тёмный силуэт, а остальное пространство хорошо освещено. Ваши знакомые будут восхищены.

При съёмке натюрморта часто используется композиционный приём – «оверлепинг», частичное наложение одного предмета на другой. Если предмет частично закрыт, заслонён другим, то ясно, что он находится за ним. Такое положение предметов на фотоснимке создаёт иллюзию глубины, указывает взгляду зрителя путь от ближнего плана натюрморта к дальнему. Налагаемый предмет воспринимается как более активный, прикрываемый – как пассивный. 21Приём наложения одних предметов на другие позволяет скрыть ненужные детали, например, трещины, побитости снимаемой в натюрморте посуды, помогает выдать половину тарелки за целую.

«Кулисы» – это заслонение объектов съемки с боков, будто театральный занавес закрывает с одной и с другой стороны сцену. Кулисами могут быть стены домов, створки окон, половинки ворот, щиты, шторы. За кулисами театра всегда «спрятана» какая-то тайна. Она манит и интригует взгляд любопытного зрителя.

22В живописи заслонение изображаемого в центре со всех сторон называется «обрамлением». Оно выглядит как тёмный или светлый круг, по периметру картины. Впечатление такое, будто вы смотрите через подзорную трубу. В фотографии обрамление создаётся съёмкой сквозь архитектурные проёмы, просветы листьев на деревьях, съёмкой через трубу из белой или чёрной бумаги, через различные светофильтры, размывающие края изображения.

На полотнах живописцев часто встречается пассивное обрамление, называемое художниками «скосом угла». Внизу картины треугольные скосы создаются художниками с помощью складок одежды, стоящей по углам мебели, участков тёмной травы. Вверху картины скосы угла создаются формой облаков, пологими откосами гор, ветками и листьями деревьев. «Скос угла» – это маленькие треугольнички по краям картины, это элегантный приём заслонения, это сверхпервый план, увеличивающий впечатление глубины пространства. В живописи приём «заслонения» по переднему плану применяется при создании портрета, натюрморта, пейзажа.

В кино этот прием применяется не только при съемке статичных кадров, но и при движении камеры, например, в панорамах при съёмке батальных сцен. Как часто мы видим на экране, когда по переднему плану обрушиваются стены домов, что-то падает, мелькает, движется перед объективом. В панораме «заслонение» всего лишь на несколько секунд закрывает действие на экране, но помогает ощутить стереоскопичность пространства.

Интересно отметить, что когда предметы заслоняют друг друга, кажется, что между ними нет пространства. При заслонении трудно установить, насколько один предмет расположен дальше другого. Поэтому говорят, что «заслоненное» пространство – это пространство без размеров.

233. Геометрическая схема. В композиции можно выделить ещё один прием, который помогает организовать сюжетно важную часть кадра. Простая геометрическая фигура, положенная в основу композиции, помогает оператору чётко организовать кадр. Схематической основой композиции может быть квадрат, крест, треугольник и т.д. Треугольник, например, способен многое упростить, систематизировать, обобщить. Геометрическая схема определяет форму сюжетно важного центра будущей композиции и предшествует детальной разработке отдельных частей. Вспомните известную картину М. Грекова «Тачанка», в основе композиции которой лежит треугольник. Вначале на полотне художник нарисовал три стороны треугольника, которые в дальнейшем, под кистью художника, превратился в изображение стремительно несущихся по степи коней.

24Что же такое геометрическая схема? Это графический «скелет» будущей композиции, формальная основа, которую художники называют и «линейным узором», и «эмбрионом замысла». Это схема, которую часто называют «конструктивной идеей» или «пластическим мотивом». Она позволяет вначале сосредоточиться на основных силуэтах в изображении, определить основные массы композиции, создать некую пластическую абстракцию будущей картины, её иероглиф, абрис, знак. И только потом, после того, как вы нашли выразительную связь схемы с пространством, можно подчинять ей детали. Благодаря этому «скелету» задаётся цельность композиции.

Нахождение геометрической схемы в композиции – важная часть творческого процесса в работе художника и оператора.

Итак, мы узнали, что есть дополнительные правила:
1. В разрыве или в ряду.
2. Заслонение одного предмета другим.
3. Геометрическая схема.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.