Трудно найти ребёнка, который бы не любил кино. Искусство экрана привлекает детей своей зрелищностью, наглядными, легко воспринимаемыми образами. Оно даёт им и героев для подражания и темы для игр.
Зрительский опыт школьников начинает складываться ещё в дошкольном детстве, ведь именно тогда начинается их приобщение к экранным искусствам: кино, телевидению, видео. Опыт этот складывается, как правило, под влиянием семьи, где ребёнок воспитывается. Но проходят годы, а модель взаимодействия подрастающего человека с кино не меняется. Кино по-прежнему остаётся лишь развлечением, всерьёз не воспринимаемым ни семьёй, ни школой. Если ребёнок и приобщается к искусству, то, как правило, к музыке, изобразительному искусству, танцам, а вот кино остаётся невостребованным. Между тем перед экраном телевизора дети проводят большую часть своего свободного времени, что вызывает много нареканий и со стороны педагогов и со стороны родителей. Выход из подобной ситуации только один — надо использовать тот большой потенциал, которым обладают экранные искусства в художественном развитии и эстетическом воспитании детей.
Программа не ставит своей целью овладение большим объёмом специальных знаний в области техники видеосъёмки, видеозаписи, монтажа и т. п. Все знания, приобретаемые детьми в кружке, непосредственно связаны с решением тех практических задач, которые предстоит решать в ходе создания любительских фильмов в системе дополнительного образования и в семье. Полученные в кружке знания и умения ребята могут развивать и дальше, занимаясь в творческих мастерских и видеостудиях.
Цель занятий — эстетическое развитие и художественное образование детей в процессе формирования навыков грамотного зрителя, создания собственного произведения на материале экранных искусств.
В процессе занятий с учащимися решаются следующие задачи:
-Формирование представлений о фильме, как о произведении искусства
-Изучения основ языка экранных искусств
-Формирования навыков восприятия и анализа фильма
-Знакомство с основными видами и жанрами кинематографа
-Знакомство с особенностями работы сценариста, режиссёра, оператора, актёра в процессе работы над фильмом
-Знакомство в процессе практической работы с основными этапами производства фильма
К концу обучения дети должны:
-Знать в основных чертах специфику языка кино и уметь с его помощью выразить свою мысль и передать какое-то содержание
-Представлять, как написать небольшой сценарий и подготовить его к съёмке (сделать монтажную запись)
-Знать какие существуют этапы работы над фильмом
Методические условия
Изучение языка экрана проводится в доступной для детей форме, с использованием игровых приёмов. При обсуждении экранных произведений желательно использовать такие формы и методы, как:
-диалог
-изучение понятий через противопоставление
-выяснение различных точек зрения по одному и тому же вопросу
Важно создавать проблемную ситуацию: вводить ребят в обстановку поиска, исследования, столкновения с преградой. Педагогу нужно стремиться к тому, чтобы эстетические и этические суждения не давались в готовом виде, а вытекали из логики факта, события экранного материала и были сформулированы самими ребятами. Поскольку ни одно из искусств не существует изолированно, то восприятие каждого из них наиболее адекватно в контексте изучения других искусств. В связи с этим очень эффективным можно назвать метод соотнесения произведений разных жанров и стилистических направлений не только одного вида искусств, но и разных искусств.
Метод соотнесения стимулирует самостоятельность мышления детей, их познавательную активность. Целесообразно вести обсуждение по принципу сквозного действия, протягивая ниточку от одной темы к другой, соотнося их друг с другом, прослеживая взаимосвязи. Ведь зачастую понятия ребят не гибкие, они схватывают лишь полярные моменты действительности. В результате занятий учащиеся получают возможность высказывания с помощью специальных кинематографических средств — съёмки фильмов и его монтажа, а так же в процессе диспутов, обсуждений, написания сценария или критической статьи, эссе.