Азбука кино

Трудно найти ребёнка, который бы не любил кино. Искусство экрана привлекает детей своей зрелищностью, наглядными, легко воспринимаемыми образами. Оно даёт им и героев для подражания и темы для игр.

Зрительский опыт школьников начинает складываться ещё в дошкольном детстве, ведь именно тогда начинается их приобщение к экранным искусствам: кино, телевидению, видео. Опыт этот складывается, как правило, под влиянием семьи, где ребёнок воспитывается. Но проходят годы, а модель взаимодействия подрастающего человека с кино не меняется. Кино по-прежнему остаётся лишь развлечением, всерьёз не воспринимаемым ни семьёй, ни школой. Если ребёнок и приобщается к искусству, то, как правило, к музыке, изобразительному искусству, танцам, а вот кино остаётся невостребованным. Между тем перед экраном телевизора дети проводят большую часть своего свободного времени, что вызывает много нареканий и со стороны педагогов и со стороны родителей. Выход из подобной ситуации только один — надо использовать тот большой потенциал, которым обладают экранные искусства в художественном развитии и эстетическом воспитании детей.

Программа не ставит своей целью овладение большим объёмом специальных знаний в области техники видеосъёмки, видеозаписи, монтажа и т. п. Все знания, приобретаемые детьми в кружке, непосредственно связаны с решением тех практических задач, которые предстоит решать в ходе создания любительских фильмов в системе дополнительного образования и в семье. Полученные в кружке знания и умения ребята могут развивать и дальше, занимаясь в творческих мастерских и видеостудиях.

Цель занятий — эстетическое развитие и художественное образование детей в процессе формирования навыков грамотного зрителя, создания собственного произведения на материале экранных искусств.

В процессе занятий с учащимися решаются следующие задачи:
-Формирование представлений о фильме, как о произведении искусства
-Изучения основ языка экранных искусств
-Формирования навыков восприятия и анализа фильма
-Знакомство с основными видами и жанрами кинематографа
-Знакомство с особенностями работы сценариста, режиссёра, оператора, актёра в процессе работы над фильмом
-Знакомство в процессе практической работы с основными этапами производства фильма

К концу обучения дети должны:
-Знать в основных чертах специфику языка кино и уметь с его помощью выразить свою мысль и передать какое-то содержание
-Представлять, как написать небольшой сценарий и подготовить его к съёмке (сделать монтажную запись)
-Знать какие существуют этапы работы над фильмом

Методические условия
Изучение языка экрана проводится в доступной для детей форме, с использованием игровых приёмов. При обсуждении экранных произведений желательно использовать такие формы и методы, как:
-диалог
-изучение понятий через противопоставление
-выяснение различных точек зрения по одному и тому же вопросу

Важно создавать проблемную ситуацию: вводить ребят в обстановку поиска, исследования, столкновения с преградой. Педагогу нужно стремиться к тому, чтобы эстетические и этические суждения не давались в готовом виде, а вытекали из логики факта, события экранного материала и были сформулированы самими ребятами. Поскольку ни одно из искусств не существует изолированно, то восприятие каждого из них наиболее адекватно в контексте изучения других искусств. В связи с этим очень эффективным можно назвать метод соотнесения произведений разных жанров и стилистических направлений не только одного вида искусств, но и разных искусств.

Метод соотнесения стимулирует самостоятельность мышления детей, их познавательную активность. Целесообразно вести обсуждение по принципу сквозного действия, протягивая ниточку от одной темы к другой, соотнося их друг с другом, прослеживая взаимосвязи. Ведь зачастую понятия ребят не гибкие, они схватывают лишь полярные моменты действительности. В результате занятий учащиеся получают возможность высказывания с помощью специальных кинематографических средств — съёмки фильмов и его монтажа, а так же в процессе диспутов, обсуждений, написания сценария или критической статьи, эссе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.