Выбор своей темы сценария

Теперь моя любимая тема. Поиски единственной, той самой темы, которую ты можешь рассказать, как никто другой. Я не буду даже писать о том, как это важно – выбрать ту тему, в который ты способен сделать открытие и не выглядеть, как очередной сценарист, который даже толком не знает, о чём пишет. Таких фильмов, кстати, довольно много, где создатели работают исключительно на злобу дня, а не ради того, чтобы поделиться чем-то действительно близким для них.

Меня всегда удивляло, как можно снимать историческое кино не зная истории. Вот есть задание – создать светлый образ Ленина или Сталина в кино и давай ему приписывать 12 подвигов Геракла. Какие они были светлые правители, как любили детей и переживали за народ. Как всё делали для его блага. Согласитесь, это смотрится не много странно на фоне того, что они ссылали детей в лагеря и вводили для них смертную казнь.

Ну, хорошо, допустим так делали не только потому, что не знают темы, за которую взялись, а ради денег. Вот есть заказ – показать светлый образ негодяя, за это хорошо заплатят, а ты делаешь вид, что не знаешь ничего о плохих сторонах, а знаешь только о хороших. Бог им судья, тут уж не до выбора своей темы. Но я не понимаю других, кто берётся не по заказу писать о тех темах, которые ему не близки. Вот не знает человек, как построить дом и никогда не интересовался этим вопросом – и тут бац – снимает на эту тему фильм. Вот, что он нового откроет для тех, кто в этом деле разбирается лучше него?

Кроме того, вот есть социальный заказ на такую-то и такую тему. Ну, например, тот же самый «День учителя», который мы так подробно разбирали. И пишет к нему шутки сценарист, у которого не развито чувства юмора. Зачем? Для того чтобы угодить зрителю? Но разве не будет спросить совета у того, кто может сделать это лучше тебя? Ты же пишешь сценарий, а не шутки подбираешь. Должно же быть какое-то разделение труда, чтобы каждый делал то, в чём он хорошо разбирается.

Возникает тогда резонный вопрос: «Как же можно найти свою тему, если она итак уже задана самим мероприятием?». Да, конечно, основная тема задана, но каждый может её увидеть по-разному. И вот для того, чтобы найти свою тему сценаристу нужно задаться вопросом: «А что я могу сюда привнести такого, чего никто другой не сможет? Чем таким я могу заинтересовать зрителя? Чего я такого могу, чего никто другой не сможет? Чего я такое знаю, о чём мало кто знает, но всем интересно было бы узнать?»

Чем чаще сценарист находит ответы на подобные вопросы – тем больше у него шансов найти, нащупать свою тему, тему которой он будет удивлять зрителя, открывать для него что-то новое. Наверное, это очень банальная мысль, но чем ближе тебе тема, которую ты открываешь в сценарии, тем лучше ты в ней ориентируешься и ориентируешь других. В кино даже есть такая пословица: «Чтобы зрители полюбили твоих персонажей, сначала полюби их сам».

Не беритесь и не пишите о том, что вам чуждо, что вы не любите. Есть, конечно, вариант – когда вы пишите сценарий о каком-то громком деле или разоблачении и тогда это может быть для вас даже противным и ненавистным. Но вы должны осознавать, что в таком случае вы делитесь со зрителем чем-то негативным, а это в свою очередь может отрицательно воздействовать. Но с другой стороны даже Андрей Тарковский, который всегда выбирал только свою тему, не смог ни в одном своём фильмы обойтись без драмы. Не всегда же людям только радоваться. Например, для меня «День победы» очень грустный праздник, потому что он ассоциируется больше не с победой, а с ужасами войны, которая унесла столько жизней…

В общем, если вы даже чего-то не любите, но при этом воспринимать близко к сердцу, с горечью и содроганием – это тоже может быть ваша тема. Ведь вы пропустили её через себя, она вас затронула и оставила в вас какие-то чувства, которыми вы можете поделиться со зрителем.

Конечно, не всем будут понятны ваши чувства и образы, которые вы создадите. Большинству зрителей нужно, чтобы обязательно был сюжет, который будет от завязки, через всевозможные перипетии эти к кульминации и развязке. Поэтому после того, как в выбрали свою темы нужно связать их в единый сюжет, так чтобы одна вытекала из другой или развивалась параллельно ей, а потом сплеталась в кульминации. В кино даже есть такой термин «Параллельный монтаж». Суть его в том, что у вас есть несколько сюжетный линий, и вы постоянно перескакиваете с одной на другую, чтобы переключать внимание зрителя.

Например, сюжет новогодней ёлки может быть таким: на сцену выходит снегурочка и спрашивает у детишек «Не видели ли они дедушку мороза, а то он потерялся». Затем она уходит его искать, а тут выбегает волк и пугает всех, что сейчас съест снегурочку и убегает за ней. Потом выходит дед мороз и спрашивает, не видел ли кто снегурочку, получив ответ, убегает за ней. И на сцене снова появляется снегурочка и снова убегает. Волк просто пробегает за ней и запыхавшись, снова выходит Дед мороз. Дети кричат ему, куда побежал волк, и он решат срезать путь. В следующей сцене снегурочка выбегает и прячется от волка, который выскакивает на сцену, и чуть было не съедает её, но в этот кульминационный момент появляется дед мороз…

После того как вы определились с сюжетом, самое время наполнять ваш сценарий содержанием, смыслом. Каждая сцена должна не только продвигать сюжет, но и подчиняться общему замыслу. То есть с каждой сценой мы должны всё ближе и ближе подходить к разгадке того, о чём этот фильм. При этом если начало может казаться довольно запутанной историей, состоящий из сцен, которые, казалось бы, никак не связанны друг с другом, то конец должен вносить ясность, к чему было то или иное событие. При этом вы не должны быть какими-то моралистами, старайтесь делать ваших героев не правильными, а интересными.

Вообще лучшие пример для того, какими могут быть ваши герои – лучше брать из жизни. Вот есть у вас знакомый, который ведёт себя, как волк, а есть знакомый, которому больше подошла бы роль зайца. А эти две девочки, ну просто как лиса. Так же красуются собой и хотят всех перехитрить. И не бойтесь, что зрители узнают в ком-то самих себя. Если вы будете создавать собирательный образ и при этом учить чему-то доброму и светлому – вас можно обвинять только из зависти.

В конце хотелось бы добавить, что на замысел должны работать не только содержание, но и название. Оно не должно быть шаблонным или дублировать суть, но может подготовить зрителя к правильному восприятию фильма или мероприятия. То есть между «Ёлкой» и «Историей похищенного подарка» разница в том, что первое название нам почти ничего не говорит, а второе не только готовит к определённому событию, но и наводит на определённые вопросы: кем и какой похищен подарок? А это значит, что мы уже начали подогревать интерес.

Что же касается имён персонажей и их представления – это тоже немаловажный момент, который сделает их либо узнаваемыми и интересными, либо безликими. Ведь если вы изначально не заявите героев, а их мена не будут говорящими, зритель может их забыть. Как же сделать персонаже запоминающихся, заставить зрителя сопереживать им? Читайте в следующей главе.

А пока снова итоги:
1. Тема становится твоей только, когда она живёт в тебе
2. Каждая сцена должна двигать сюжет и наполнять содержанием
3. Названием сложно передать смысл, но можно заинтриговать.

Ура! Если вы внимательно прочитали все главы раздела вы сможете пройти