А вы согласны, что за неделю каникул нам удалось хорошо подготовится к съёмкам, а 8 апреля занятия прошло очень необычно? Возможно это даже покажется кому-то чудом, но для нас – это уже норма. Ведь мы так долго ждали, когда наконец-то снова будем снимать кино. Это тот самый захватывающий творческий процесс, ради которого мы так долго работает наша студия. Да, на экране, кажется, что всё это очень легко создаётся, но на самом деле за кадром происходит очень много кропотливой и увлекательной работы, без которой, не получилась бы та самая магия кино, которая так манит зрителя. И на правах того, кому не лень писать о мелочах и деталях:о), мне хотелось бы подробнее рассказать о том, чем для маленьких звёзд примечательна профессия актёра кино.
И начнём мы с вами с того, что развенчаем три самых распространенных мифа, об этой профессии. Ведь большинство начинающих артистов, когда в реальности сталкиваются с работой в кино, расстраиваются, что их представления о профессии не соответствуют действительности. Другим словами, опровергнув мифы о работе актёра, мы поможем вам лучше понять, что же вас ждёт, если вы пришли сниматься в кино.
Итак, один из самых распространенных мифов такой «Если у тебя есть творческие способности – у тебя есть шанс стать настоящей звездой. А если актёрских способностей нет – тебе большой роли никогда не дадут». Думаю, что большинству и так понятно, что это заблуждение, но к сожалению эта мысль сидит в подсознании большинства не только начинающих, но даже опытных актёров. Очень часто они завидуют мимическим способностям, внешности, голосу или просто приближенностью своих коллег к режиссёру. Сколько раз я слышал «Ну, конечно, ему это легко, а у меня такой голос или я так выгляжу…». На самом же деле у всех есть простой выбор: «Либо жаловаться на то, что тебя природа не одарила голосом, внешностью, открытостью, трудолюбием и т.д. или просто перестать заниматься занижением самооценки и начать работать».
Второй миф «Нет времени». Хоть этот относится ко всем профессиям, но эта мысль настолько широко распространилась, что пока человек регулярно говорит «У меня не было времени подготовиться…» ему не место в актёрской профессии. Да, бывают в жизни обстоятельства, когда действительно не было времени, потому что интервал между репетициями и съёмками отсутствовал или был настолько загружен жизненно важными делами, что действительно не было времени. Но когда у ребёнка всего пару занятий в неделю и он приходит неготовым к съёмкам – он просто сам себя обманывает. У него не было не времен, а самоорганизации. Лично я просто не знаю детей, которые никогда не пользуются общественным транспортом или никогда не отдыхают. И как только ребёнок расставляет приоритеты так, что для него важнее поиграть в телефон или подурачиться с друзьями – он стремительно уменьшает свои шансы стать хорошим актёром. Человек, которому действительно интересна актёрская профессия, но у него мало времени просто начинает тянутся к людям со схожими интересами и репетирует гуляя с друзьями, находясь в транспорте и т. д. Ведь репетиция происходит не только на сцене, а прежде всего в воображении актёра. Чтобы запоминать текст не обязательно уединятся. Многие выдающиеся артисты просто лишены такой возможности, поэтому они отбрасывают условности и живут своей работой, параллельно делая другие дела.
Третий миф заключается в том, что актёрство – это лёгкое и приятное творчество, а не кропотливая работа. Многие люди вообще ленивы по своей природе, они ищут себе такое дело, чтобы можно было прилагать минимум усилий и получать максимум результата. Они видят по телевизору какую-то глянцевую жизнь и думают – вот решение: ничего особенного не делают, а зарабатывают нормально. Люди смотрят на звёзд, как на баловней судьбы и хотят, чтобы у них было так же. И как же они разочаровываются в актёрской профессии, когда понимают, что это только на сцене и в кино кажется, что звёзды особо не напрягаются, не работают, не готовятся к своим выступлениям. Да бесспорно среди известных актёров есть те, кто обладает феноменальной памятью или развил её настолько, что могут запоминать тексты, прочитав их всего одни раз. Но мы забываем, что большинству пришлось потратить много лет, чтобы научиться так делать. Мы очень часто не видим что за плечами этих артистов уже столько работ, что им с лёгкостью даётся импровизация.
Что же можно порекомендовать начинающим актёрам для того, чтобы они блистали на сцене и в кино. Прежде всего, научитесь верить в себя, не давайте себе установку, что у вас не получится быть тем, как вы хотите стать. Затем нужно научиться быть честным с собой и никогда не говорить режиссёру «у меня не было времени подготовиться», если у вас было время на развлечения. Если вы считаете, что заслуживаете большего, а режиссёр увидел вас в какой-то маленькой и посредственной роли – сделайте, её так, чтобы в следующий раз вам дали главную роль. Это для вас куда более выигрышный вариант, чем, если бы режиссёр переоценил ваши силы и дал вам роль, с которой вы не справились. Если вы думаете, что справитесь с любой ролью – значит, у вас либо завышенная самооценка, либо вы не понимаете, что такое профессия актёра. Чаще вспоминайте, что всегда лучше немного хорошей актёрской игры, чем много плохой и режиссёры будут бороться за вас – если вы будет воплощать это в жизнь.
Ну, а напоследок хочется напомнить, что кино и театр не заканчиваются на актёрской профессии. Большинство выдающихся актёров обычно пробуют себя и в режиссуре, и в сценарном мастерстве, и в продюсировании. Ведь кино и театр – это коллективное творчество. А когда вы думаете о нём только в контексте своей игры – всё может рассыпаться даже из-за того, что вам кажется сущим пустяком. Поэтому важно, чтобы актёр осознавал, что не может работать как офисный сотрудник или рабочий на заводе каждый будний день в одно и тоже время. Занятость измеряется проектом.
В среднем на такой проект, как полнометражный фильм уходит 9 месяцев. На это время все участники объединяются в один коллектив для того, чтобы слаженными и совместными усилиями явить миру кино. Многие начинающие актёры даже не понимают, зачем нужно так много времени, потому что их функция на площадке небольшая (обычно это пара месяцев съёмок, когда играют главную роль или всего несколько дней для эпизодических ролей). Всё остальное, делает съёмочная группа, к которой с формальной точки зрения актёры не принадлежат. В продюсерском кино, которое делается для индустрии развлечений, функция актёра минимизирована. Он просто приезжает, снимается, получает деньги и забывает про фильм.
Но в авторском, некоммерческом кинематографе не стоит цель – получить с этого прибыль. Мы снимаем кино – для того, чтобы поделиться со зрителем какой-то историей и получить удовольствие, моральное удовлетворение от проделанной работы. Поэтому у нас актёр является неотъемлемой частью съёмочной группы. И если в коммерческом кино ему вряд ли придётся помогать осветителям или параллельно работать реквизитором, то в авторском хорошие актёры всегда стараются быть полезными во всём, потому что они отвечают не только за свою работу перед камерой, а за весь фильм. И я горд и счастлив, когда работаю с такими замечательными актёрами, которые не на словах, а на деле показывают, как для них важно сделать хорошее кино.