Удивительно, но факт – я продолжаю учиться у вас такими быстрыми темпами, что скоро я научусь снимать с детьми и подростками именно такое кино, о котором мечтаю. Я вам очень благодарен за это, потому что для меня, как для художника – очень важна творческая самореализация. Я люблю кино, но у меня нет кучи денег для того, чтобы его создавать с командой опытных профессионалов. А кино стоит реально дорого. Ну как дорого. Чтобы снять всего один полноценный фильм – мне как минимум нужно продать нашу единственную квартиру и превратить всех наших детей в бомжей. Нет, конечно, есть такие фильмы, которые снимают немного дешевле, чем стоимость мой квартиры, но это только авторское, некоммерческое кино и арт-хауз. И весь прикол в том, что вернуть деньги за фильм вряд ли получится, потому что подавляющее большинство наших фильмов проваливаются в прокате. Да, когда делают крутую рекламную компанию, на которую тратят в два три раза больше чем на сам фильм – удаётся зрителям втюхать и полную ерунду, но сейчас не об этом, а о том, чему вы меня научили.
Во-первых, я понял, что подростков ни в коем случае нельзя учить только какой-то одной профессии в кино. До тех пор, пока дети не видят, какими усилиями и из каких деталей складывается фильм – они не могут к этому процессу относиться достаточно ответственно. Человек так устроен, что он думает не о том, как ему добиться хорошего общего результата работы, а о том, как бы свою часть работы выполнить лучше. То есть вы меня научили тому, что глупо ждать от ребёнка помощи и благодарности, когда ты несколько ночей не спишь ради того, чтобы сделать какой-то ваш общий проект. Не видя общего объёма работы, который нужно проделать ради того, чтобы получилась магия кино – человек не способен понять, на какие жертвы приходится идти ради любимого дела
Во-вторых, идя на жертвы – ты поступаешь глупо, даже эгоистично, если хотите. Если мы ставим перед собой задачу снять настоящее кино – мы можем это сделать только совместными усилиями. С детьми и подростками не возможно снять авторский фильм, потому что ты же не можешь им сказать, что сегодня, завтра и всю неделю работаем 12 часов. Ведь – это же эксплуатация детского труда. И это уже не обучение – а реальная работа. И даже если ты работаешь 20 часов в сутки – это тебе не даёт право требовать от детей, что-то требовать, потому что ты сам выбрал для себя такой путь, это может быть только для тебя естественно, только тебе и нужно.
В-третьих, я уже давно догадывался, но сегодня получил очередное подтверждение, что многие взрослые глубоко заблуждаются, когда говорят, что дети и подростки не способны делать того же, что и взрослые. Мен уже столько раз говорили, что я дурак, потому что пытаюсь в обычной школе снимать кино. Говорили, что не нужно стараться снимать настоящий фильм, а просто нужно давать базовые представления о профессиях в кино, поднимать культурный уровень обучающихся. Мол и для них не важно, что настоящего кино не получается, потому что важно только то, что они учится. Так вот я со все ответственностью заявляю, что всё это – брехня полная. Для детей и подростков так же как и для меня важен не только процесс, но и результат. Когда у нас получается что-то настоящее, что-то удивительно – нас это подпитывает и стимулирует на дальнейшее творчество. И мы способны работать не хуже взрослых. Просто для этого должно прийти осознание, что работаем мы не столько на съёмочной площадке, сколько душой и головой во время подготовки к съёмкам. Вместе с тем, пока я работал на «Мосфильме» я там встречал кучу людей, которые не способны творить, они тупо зарабатывают деньги. И с ними уж точно никогда такого кино не снимешь.
Вот посмотрел я сегодня, как Мира не сдалась и смогла реализовать то, что было заложено в сценарии седьмой сцены. Увидел, как Дима и Игорь работали на образ весёлых спортсменов через прыжок и шутки, как Настя старательно делала грим Мире и стучала своими кулачками по здоровым лбам. Как Лиля схватила хлопушку, когда Саша дебютировала в актёрской профессии, как Костя безотказно помогал записывать звук лёжа на полу, а Саша старательно искала наилучший способ нанесения и стирания цифр с хлопушки :о) И в довершении всего – ко мне подошла Мира, как актёр профессионал и стала уточнять, что её исправить к следующим съёмкам. Это дорогого стоит. Я горжусь вами.
Конечно, были и недостатки. Начнём с того, что не принесли мальчики опоздали и не принесли сценарий с раскадровками, а Саше негде было писать пометки о лучших дублях и браке. Не отрепетировали вы самостоятельно сцен и пришли на площадку неготовыми, а я забыл штативную площадку от большого штатива и аккумулятор вынуть из розетки. К счастью у меня-то в качестве страховки была вторая петличка от Кирилла и другие штативы. Но для первых съёмок – это нормально. Мы же все люди. А вот если и дальше так пойдёт – настоящего кино у нас не выйдет. Так что сейчас наша первостепенная задача – перепроверять себя и подстраховывать друг друга. На каждом из актёров не только актёрская профессия, но ещё, как минимум работа костюмера и ещё одна из творческих или технических профессий. И это на самом деле очень здорово, потому что у нас с точки зрения обучения, более высокая моторная плотность и высокий кпд. Другим словами, даже когда вы не снимаетесь, у вас постоянно есть какое-то дело. А этого себе не могут позволить даже профессионалы. Там обычно все какое-то короткое время работают, а остальное время наблюдают за работой других:о)
В общем, я получил сегодня большое удовольствие. Все молодцы. Разве только дождик – гад. А так все молодцы, но могли бы лучше, если бы больше думали о съёмке сцен и прокручивали их в голове, представляя, как вы будете осуществлять задуманное. Без фантазии – актёру никуда и, как говорится, хорошо смотрится только та импровизация, которой актёр готов. Да, может режиссёр откажется от большинства фишек, которые для себя придумают артисты, но самое главное, что им не придётся задаваться во время съёмки удивляться тому, что сцена как-то не получается. Согласны?
Послесловие. Отдельное спасибо Насте и Диме с Игорем за фотографии :о)