Ценность лучей света возрастает, когда наша жизнь погружена во мрак. Среди сотен ежегодных событий запоминаются те, которые на фоне остального. Этим ценны спектакли в постановке Евгения Ямбурга. В прошлом году нам посчастливилось снимать постановку «Бледная Лиза» по мотивам повести Марианны Гончаровой «Тупо в синем и в кедах». На монтаже, проникшись глубиной произведения, страданием героев, возможностью прикоснуться к искусству я плакал.
За год до этого был счастлив, что нам доверили монтировать спектакль «Забор» по пьесе Ямбурга Е. А., потому что уже увидел его постановку по произведению Тода Штрассера «Волна». Я радовался тому, что в школе поднимаются важные и вечные вопросы. У Евгения Александровича нет проходных спектаклей, он погружает доверенных ему детей в мир вечных ценностей. Это вдохновляет на работу, помогает легче относиться к недостаткам театральных марафонов, в которых часто дети не понимали, что они играют, не могли ответить на элементарные вопросы.
В этом году мы остались без спектакля, учебный год наполнился какой-то пустотой. А мы сами не смогли снимать игровое кино. В такие моменты начинаешь ощущать себя пустым, никчемным винтиком системы. Но к счастью у меня была возможность написать книгу «Счастье быть живым», в которой я погрузился в переживания прошлых лет. А каково же остальным ребятам, у которых не было ни одного ни другого? Куда их толкает эта пустота? Они не были задействованы в хорошей постановке, не снимались в кино, не писали книги. Чем они заполняли пустоту?
Грустно, что в этом году дети остались без самого ценного, что может дать им школа. Да, понятно, что уроки у них остались, что появилось больше времени на всякие контрольные и экзамены, но как же быть с душой? Она же осталась без тепла, замёрзла во мраке и рутине повседневности. Кто-то может сказать, что это не страшно или что вообще души нет. Её просто придумали так же, как вечные ценности. А в реальности существует только интеллект и память, которую нужно заполнять фактами, разрозненной информацией по предметам.
Ок. Каждый имеет право отвергать существование души и пользы искусства. Но давайте представим, каким бы стал мир, например, без художественной литературы? Больше не нужно читать длинные тексты, зубрить стихи. Кому-то стало бы легче, было бы больше времени на что-то другое. А если человек самое глубокие чувства, самое большое наслаждение находит именно в книгах, что стало бы с ним? Смог бы он жить? Внешне может да, продолжал бы. Но внутри он был бы мёртв. Каково человеку, который знает, что самое лучше с ним уже было? Он не познает таких чувств, не сможет открывать грани личности тех, кто запечатлел свои мысли в литературе.
А представьте себе человека, которого заставляют читать книги, но он не понимает их, не чувствует, но ему всё равно навязывают то, к чему он ещё не готов. И делают это методично день за днём так, чтобы у него появилось отвращение. Представили? А чего тогда удивляться тому, что кто-то отрицает душу, если мы её так старательно навязываем? Уж лучше недостаток знаний, вызывающий потребность в них, чем их переизбыток, помноженный на ложь пропаганды. Лучше чего-то не знать, чем иллюзия знаний. Лучше не сделать, чем выдавать пустоту за искусство. Поэтому грустно, что в этом году спектакля и фильмов нет, но не стоит спешить. Лучшее ещё впереди.